Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.10.2011 | Кино

Посильнее, чем «Фауст»

Российский оскаровский комитет опять предпочел кумовство здравому смыслу

«Цитадель» Никиты Михалкова назначили претендентом на премию «Оскар» от России.  По российской традиции, национальный фильм для конкурса в номинации «Лучший иностранный фильм» выбирает местный оскаровский комитет – в других странах это происходит по-разному.  Дальше происходит следующее:  эксперты американской академии рассматривают список из множества картин, представленный всеми странами, и выбирают из них несколько для короткого списка, который уже осматривают академики «Оскара».

Для успеха картины – а успехом у нас  считается включение в короткий список, потому что саму премию российские картины получают редко (последний раз это случилось в 1994 году как раз с фильмом Никиты Михалкова  «Утомленные  солнцем»,  продолжением которого стала «Цитадель») – нужно несколько обстоятельств.

Первое – и его российский оскаровский комитет обычно игнорирует – высокое качество картины. Еще очень важно, чтобы автора в США знали, или чтобы фильм имел шанс на американский прокат, то есть чтобы у него там был сильный дистрибьютор, способный подтолкнуть академиков к нужному решению.

У нас как- то считается, что академики коррумпированы и предвзяты, что на качество им наплевать и они «клюют» лишь на громкие имена и на размах рекламной компании. Насколько это верно, судить не берусь, но последнее время  расчеты нашего комитета не оправдываются: ни прошлогодний «Край» Учителя  ( у которого был прокатчик в США и номинация на «Золотой глобус»), ни более ранние  «Палата № 6» Карена Шахназарова и «Ночной дозор» Бекмабетова не вошли в шорт-лист. Однако фильм Михалкова «12» в 2008 году туда попал, хотя и не продвинулся дальше.

В российский оскаровский комитет входят Владимир Меньшов, Никита Михалков, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Владилен Арсеньев, Сергей Лазарук, Клим Лаврентьев, Николай Лебедев, Лев Аннинский, Людмила Савельева,  Кирилл Разлогов. Все это либо люди Михалкова, либо лояльные ему.  Голосование было тайным, и часть участников отдали свои голоса по доверенностям, что вызвало у наблюдателей некоторые сомнения в результате. Тем более что на этот раз у Михалкова были сильные конкуренты: называли «Елену» Звягинцева и «Фауста» Сокурова.

Чем они руководствовались, голосуя за Михалкова? Комментируя это решение, российские СМИ уже выдвинули предположение о тесных дружеских и родственных связях внутри комитета.

При этом один из его членов, Кирилл  Разлогов, даже признался в интервью «Комсомольской правде», что, по его мнению, у «Цитадели» меньше шансов на вхождение в короткий список, чем у «Елены».  К тому же  у «Елены» как  раз уже  есть американский прокатчик, а про то, куплены ли кем-то права именно на американский прокат  «Цитадели», сведений нет.

Если выбирать, кто в США более известен, то с Михалковым может конкурировать Сокуров, но его «Фауст» не может рассматриваться в этом году, так как по правилам  фильм, выдвигаемый на «Оскар», должен выйти на родине в прокат, а с «Фаустом» этого еще не случилось. По крайней мере, в 2002 году из-за этого обстоятельства фильм Андрея Кончаловского «Дом для дураков» обошел «Кукушку» Александра Рогожкина, у которой, по мнению специалистов,  было явно больше шансов.

Почему оскаровский комитет не выбрал «Елену» Звягинцева, тоже можно понять, если исходить из логики комитетчиков  – это фильм камерный, скромный, а у наших кинематографистов стойкое убеждение, что американцы в принципе не могут  оценить кино, в котором не стреляют.

На самом деле,  выдвижение Михалкова только подтвердит, что эта марка больше не работает – до сих пор фильмы этого режиссера (после получения им «Оскара»)  академики действительно оценивали лучше, чем его противникам бы хотелось.

Однако вряд ли «Цитадель» преодолеет даже  первый барьер – как не была она признана ни крупными фестивалями, ни отечественной публикой, ни критикой. Выдвижение откровенно неудачной картины для режиссера, который имеет очевидное влияние  на тех, кто это решение принимает – скорее инерция внутренней политики. 

Впрочем, из неофициальных источников сообщают, что Меньшов потребовал нового голосования с физическим присутствием всех членов комитета.

Уже известно, что Венгрию представит «Туринская лошадь» Белы Тарра, от Германии рекомендован фильм  «Пина: Танец страсти» Вима Виндерса, Финляндия выбрала «Гавр» Аки Каурисмяки… Рядом с этими картинами фильм «Цитадель» выглядит, как «Жигули» рядом с «Мерседесами» …



Источник: Московские новости, 20 сентября 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.