Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.07.2018 | Колонка / Общество

Девочка и крутые яйца

Об истории одной городской скульптуры

Недавно я была в Нью-Йорке, и мой старинный приятель повлек нас на Уолл-стрит, чтобы показать быка — знаменитую скульптуру, символ финансовой мощи Америки. Действительно, впечатляющее зрелище: быка почти не видно из-за огромного количества туристов, фотографирующихся с быком в самых разных ракурсах. Самый популярный — держа быка за яйца, которые множеством прикосновений отполированы до золотого блеска. Между задних ног статуи всегда сидят на корточках и позируют для фото по десятку человек: считается, что потерев яйца быку, можно привлечь удачу и стать богатым. Посмотрев на это буйство, я трогать быка не стала, честно говоря, я и морду собаки, и рукоятку винтовки у партизана на станции метро «Площадь революции» не трогаю и к иконам не прикладываюсь.
Но мой товарищ на этом не остановился и повел нас в обход быка, чтобы показать еще и девочку. Про это тоже известно, но еще не так широко: в нескольких метрах от бронзового чудовища стоит небольшая статуя ребенка лет десяти в очень задиристой позе, подняв голову вверх и уперев ноги в стороны, девочка, можно сказать, бросает вызов атакующему животному.

Вокруг девочки народу значительно меньше, так что бык с его мощью пока побеждает, но наличие второй фигуры, на мой взгляд, делает аттракцион значительнее.

Интерес к городским монументам — вещь ситуативная, вряд ли людям интересно читать про достопримечательности города, если они не собираются туда ехать. И если бы не ряд обстоятельств, я бы конечно, не стала рассказывать о статуях, но их история оказалась куда более существенной, и она уж точно не про уличные скульптуры.

Как известно, быка изваял американский скульптор Артуро Ди Модика по собственной инициативе. По его замыслу, бык олицетворял победу над экономическим кризисом 1987 года: быками на фондовой бирже называют брокеров, играющих на повышение. Рост рынка и воплотил огромный атакующий бык. И 15 декабря 1989 года глубокой ночью он привез пятиметровую статую, весом более трех тонн, и водрузил ее под елкой перед зданием Биржи. Ди Модика объяснил, что хотел сделать подарок согражданам к Рождеству.

Утром горожане были ошарашены, собрались толпы. Возник скандал, власти города потребовали убрать мешающее движению изваяние, к тому же появившееся незаконно, быка и увезли было, но горожане, не успевшие увидеть это чудо, зато много о нем наслышанные, стали протестовать.
Состоялись дебаты, мэрия уступила, быку нашли менее одиозное место неподалеку, и там он прижился, стал туристическим символом Нью-Йорка и по популярности почти затмил статую Свободы.

Кстати, бык по-прежнему принадлежит художнику, потратившему на его изготовление 360 000 долларов. Он пытался продать статую с условием не менять ее дислокации, но кажется, не нашел покупателей.

Новый виток этой эпопеи уличного искусства случился 7 марта 2017 года, когда скульптор Кристен Визбал и компания State Stree, занимающаяся проблемами женского равноправия, повторили ночную акцию Ди Модика, самовольно установив напротив символа мощи и агрессии маленькую фигурку девочки. Это был жест протеста против гендерного неравноправия.

В результате получился диалог — бык, воплощение силы и власти, получил оппонента в виде упрямой девчушки в развевающейся юбчонке с реалистически стянутыми в хвостик волосами. Горожанам и туристам такой прямой конфликт понравился, стали писать петиции о сохранении новой статуи, и, в конце концов, власти решили, что пусть год постоит.
За девочку вступился мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, который сказал, что после победы Дональда Трампа на президентских выборах эта композиция показывает людям, как можно «противостоять страху и противостоять власти, и найти в себе силы делать то, во что веришь».

Компромисс, по которому девочке разрешили постоять напротив быка один год, увы, завершился в этом апреле: статую все-таки уберут, но не совсем, а переставят напротив фондовой биржи, как раз туда, где тридцать лет назад был поставлен бык. Теперь Биржа уже не работает как публичное место, торги переместились в интернет, так что можно было бы туда и быка переставить…

Но автор быка не согласен на сохранение новой композиции. По его мнению, появление девочки разрушает его замысел, он делал памятник силе, а ему противопоставили слабость.

В ногах девочки есть табличка, витиевато поясняющая ее значение, табличка гласит: «Знайте, что женщины на руководящих позициях — это сила. В НЕЙ вся разница». Подчеркнуто слово «ОНА», женский род, в контексте борьбы против гендерной дискриминации это важный тезис, речь идет о том, что традиция политической борьбы и большого бизнеса, где преобладают мужчины, незаслуженно ущемляет женщин. В противостояние Трампа и Хиллари, кстати, эту тему тоже пытались внедрить, но не слишком виртуозно.

Однако визуальные символы, в отличие от символики вербальной, куда более просты. Если посмотреть на эту пару, на огромного, несущегося вперед быка с наклоненной головой и острыми рогами и встающего на его пути ребенка, то менее всего хочется думать о пропорциях в сенате или Белом доме. Сила, которой противостоит слабость, ассоциируется с тем, что сегодня в Нью-Йорке очевидно ощущается как новый тренд: политическое поведение, ориентированное не на победу, а на поддержку. Это, конечно, далеко не вся Америка, да и в самом Нью-Йорке есть разные позиции, но кажется, что как и многие другие веяния, возникнув однажды в среде университетов и интеллектуальной элите, тенденция становится сначала модой, со всеми ее издержками, а потом и привычкой.
Встать на сторону жертвы, даже если ты сам вовсе не угнетен и не обижен. Поддержать тех, кто ущемлен, кто нуждается в помощи. Не стремиться к карьере, к выгоде, к победе любой ценой, а думать о людях, требующих заботы — это действительно революция, хотя если подумать, то у этого не слишком пока популярного вектора есть и прямые предшественники.

И если маленький Давид все-таки победил великана Голиафа, то Иисус, сын Божий, дал себя распять, то есть отказался от демонстрации победы.

Сейчас много спорят о том, устоит ли цивилизация, если вместо конкуренции и права сильного во главу угла будет поставлено право жертвы. Дескать, есть закон природы, естественный отбор, будь сильным и тебя будут уважать и бояться.

Этому принципу, до сих пор господствующему над родом человеческим, культура противопоставляет иной закон. Пока он не стал общим, но он уже существует, культура берет верх над природой, и милосердие, кажется, выиграет эту битву. Не здесь и не сейчас. Но непременно.

Автор быка требует сохранения композиции. Но девочка уже существует. И эту историю уже не вычеркнешь из памяти.

 

Источник: "Газета.ру", 27.05.2018,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»