Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.07.2011 | Кино

Кто на свете всех злобнее

Составлен список пятидесяти главных негодяев мирового кино

На сайте журнала Entertainment Weekly появился список 50 самых злобных злодеев в киноистории. Как все рейтинги англоязычных изданий, он грешит тем, что в упор не видит кино за пределами Голливуда. Редкий иноговорящий мерзавец в списке – фашист-испанец в исполнении Серхи Лопеса из фильма Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна» (44-е место). Но листать странички рейтинга все равно любопытно. Много парадоксального. Много спорного. Масса смешного.

Сначала о том, чего, то бишь кого, в рейтинге нет. Нет ни одного политика, списанного с реального лица. Это странно. Уж по крайней мере стоило поставить на заслуженно высокое место диктатора-кровопийцу Иди Амина из недавнего фильма «Последний король Шотландии» (роль, за которую Форест Уитакер справедливо получил «Оскара»). Нет ни одного террориста! При том, что тема терроризма и врагов общества – одна из самых болевых и актуальных в кинематографе 2000-х. Нет ни одного гангстера, ни одного крестного отца! Это лишнее свидетельство того, что западное кино относится к гангстерам двойственно: вроде бы осуждая, на самом деле восхищается ими как людьми свободными и романтическими. А что чувак замочил два-три десятка человек, так назвался груздем-мафиозо – полезай в бардачок за пистолетом. Нет ни одного персонажа Джереми Айронса – что, пожалуй, самое изумительное, поскольку интеллигентнейший Айронс (читайте хотя бы вышедшего в тираж Бегбедера) воспринимается в Европе как символ самого наигнуснейшего кинопорока.

Теперь о том, что есть.

Есть много знаковых персонажей. В частности: герой Дэниела Дэй-Льюиса из «Нефти» (47-е место, а я бы скорее отметил его антигероя из «Банд Нью-Йорка»), Тома Круза из «Соучастника» (42-е место), Джина Хэкмена из «Непрощенного» (вот уж действительно гад! – 39-е), Тома Беренджера из «Взвода» (тоже тот еще мерзавец – 37-е), Роберта Де Ниро из «Мыса страха» (32-е), Генри Фонды из «Однажды на Диком Западе» (30-е), Джека Николсона из «Сияния» (18-е) и т.д. Ага! На одиннадцатой-то строчке «жидкий терминатор» Роберт Патрик из «Терминатора 2»!

Есть, что забавно, четыре анимационных злодея. Наибольшее веселье у меня вызывает нехороший тигр Шерхан… чуть не написал из «Маугли», но конечно же из голливудской «Книги джунглей» (почетная 40-я ступенька). Есть семь представительниц пола, который притворяется слабым. Две из них тоже анимационные, и бог с ними. А вот остальные пять действительно памятны многим, кто смотрит кино: это (проявим уважение и назовем их все-таки высоким словом) героини Ребекки де Морней из «Руки, качающей колыбель» (38-е место), Дженнифер Джейсон Ли из «Одинокой белой женщины» (36-е), Анджелы Лансбери из «Маньчжурского кандидата» (28-е), Луиз Флетчер – няни-садистски из «Пролетая над гнездом кукушки» (23-е) и, куда без нее, Кэти Бейтс из «Мизери» (20-е).

Самый необычный персонаж в рейтинге (наткнувшись на него в перечне, начинаешь хохотать, но тут же признаешь его полное право считаться ублюдком) – это искусственный интеллект-убийца из фильма Кубрика «2001: Космическая Одиссея», возомнивший себя более достойным представителем земной цивилизации, нежели человек (21-я позиция).

Есть в рейтинге и один ребенок – впрочем, какой он ребенок? Настоящее отродье Сатаны – Дэмиен из «Омена» (12-е место).

«Омен» – ужастик. Интересно проанализировать, какие именно жанры, по мнению Entertainment Weekly, породили наибольшее количество негодяев. Как ни странно, это не фильмы ужасов, хотя в первой десятке их достаточно («Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Психоз» – а где, интересно, «Чужой», явивший публике самую злобную тварь во Вселенной?). Много великих злодеев подарили экрану вестерн и нуар, и, наверное, это логично, поскольку очень плохие парни – их обязательный компонент.

Конечно, в списке много такого, от чего киноманы надорвут животики. Достаточно взглянуть на первую тройку кинозлодеев – там персонажи, несовместимые ни в одной разумной системе координат. На первом месте – фантастический Дарт Вейдер. На втором – Ганнибал-каннибал Лектер (которого – оскорбительно для него – составители рейтинга заставили разделить серебряную ступеньку с другим персонажем «Молчания ягнят» – жалким Буффало Биллом). На третьем – только не упадите от смеха – фашист из старающегося выглядеть реалистическим фильма Спилберга «Список Шиндлера».

В списке и много нелогичного. Ну какой же Вейдер – главный злодей всех времен? Да еще и похуже Лектера с фашистами? Вейдер – персонаж трагический: про то все шесть серий «Звездных войн».

Билл из «Убить Билла» (25-е место) – тоже герой трагический, даром что сволочь порядочная. А почему из всех злодеев «Властелина колец», коим несть числа и нет оправдания, выбран лишь несчастный Голлум-Горлум, который в общем-то жертва обстоятельств? Да еще удостоен престижной 10-й ступеньки?

Зато рейтинг позволяет определить двух самых мерзких актеров современного экрана. Тех, на которых режиссер и продюсер как посмотрят – так с ходу и решают: гадом будешь!

Удивительно, но у них в жизни приятные интеллигентные лица. Однако лишь эти двое в рейтинг злодеев попали дважды – и на самые высокие места: Рейф Файнс (Амон Гет из «Списка Шиндлера», 3-е место, и Волан-де-Морт из фильма, название которого уже невозможно произносить, 8-е) и Кевин Спейси (Кайзер Созе из «Подозрительных лиц», 6-е место, и маньяк Джон Доу из «Семи», 16-е).

Бойтесь их, люди!



Источник: Московские новости, 19 июля 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.