Гонконг, 2011
18.07.2011 | Кино
Очаровательное порноМонстры от объема почти всегда теряют. Сиськи, логичным образом, наоборот.
В прокат выходит "Секс и дзен: экстремальный экстаз", гонконгский эротический фильм в формате 3D, бьющий в нескольких восточных странах все прокатные рекорды.
"Секс и дзен", дебютную картину режиссера по имени Кристофер Сан Лап Кей, обычно преподносят как первый порнофильм в формате 3D. Это не совсем правда.
Во-первых, формально тут нет порно, есть эротика, даже не очень жесткая.
Во-вторых, он не первый: до гонконгской картины успел выйти эротический южнокорейский 3D-фильм "Натали" режиссера Ку-Джунг Джу. А еще раньше начались разговоры о том, что Тинто Брасс собирается переснять в 3D "Калигулу". Но "Секс и дзен" пока самая громкая картина такого рода. В родном Гонконге она собрала даже больше, чем кэмероновский "Аватар", собственно запустивший волну объемных фильмов.
Сюжет такой: где-то в средневековом Китае молодой художник Вэй Яншенг женится на дочке богатого чиновника, красавице Тай Юисян. Все идет лучше некуда, но первая брачная ночь оставляет легкое разочарование. Как и последующие ночи: у Вэя есть проблема — он слишком быстро кончает. Также вскоре выясняется, что у него патологически маленький член. Обе проблемы надо как-то решать. Герой отправляется к принцу Нингу, главному знатоку секса в Китае. Тот соглашается помочь бедному юноше и предоставляет ему услуги одной из девушек своего гарема, способной сделать настоящим мужчиной почти любого. За это Вэй должен будет 10 лет работать на него. Юноша соглашается, но появляется неожиданная проблема: домочадцы узнают о похождениях Вэя и его выгоняют из дома. Теперь герой познает мир секса уже из бескорыстного интереса. Оставшаяся в одиночестве Тай, по законам жанра, не отстает. Вскоре появляется дьявольский андрогин по прозвищу Мастер Вечного Блаженства с очень необычными сексуальными привычками. Потом происходит фантасмагорическая операция по пересадке члена. Еще через некоторое время события из нескольких постелей дорастают до масштаба всей Империи.
Конечно, описывать так сюжет "Секс и дзен" — глупость: его надо пересказывать словами вроде "И тут он ей вот это — представляешь — прямо туда!".
Тут происходят удивительные вещи — не то что какие-нибудь извращенные, а именно очень странные. Кажется, что формат 3D, который по большому счету почти всех раздражает, был создан именно для порнографии. Все это вызывает чувство неловкости — вторжения куда-то, куда, вообще говоря, непонятно зачем стороннему человеку соваться. И в этом смысле на редкость все органично в этом фильме: вываливаясь на зрителей с экрана, огромная грудь выглядит намного разумнее, чем челюсть какого-нибудь монстра. Монстры от объема почти всегда теряют. Сиськи, логичным образом, наоборот.
Стоит сказать, что в фильме Кристофера Сана не надо искать художественной ценности, экзистенциалистской эротики в духе Цай Мин-Ляня (тайваньского режиссера, наиболее продуктивно работающего на территории между артхаусом и порнографией) или тем более вестись на слово "дзен" в названии и ждать философских аллюзий.
Это кино — до крайности глупое и безвкусное. Но в него, как ни странно, невозможно слегка не влюбиться.
"Секс и дзен" — на самом деле вольный ремейк одноименной гонконгской картины 1991 года, а также еще более вольная экранизация эротического романа XVII века "Циновка для плотских служений" писателя Ли Юя. И, несмотря на 3D, неумелый монтаж под Тарантино и манеру действия третьесортного порно, в нем есть что-то замечательно традиционное. Фильм Сана похож на вазочку с неприличным орнаментом, будто бы выполненную далеким потомком мастера, делавшего такие же много веков назад. И пусть предок пользовался тушью, а наследник — плохой компьютерной печатью, все равно тут есть оттенок какого-то небрежного сохранения основ ремесла. И эта ухмыляющаяся сквозь технологический раж архаика очень притягательна.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.