США, 2011
01.06.2011 | Кино
Поколение «файл»Пятая серия кинокомикса про людей икс расставляет всех по местам
Экранизацию комиксов про людей икс обычно доверяют только режиссерам с именем. Новую картину «Люди икс: первый класс» снял англичанин Мэттью Вон, друг Гая Ричи и муж Клаудии Шиффер, который способен делать кино одновременно коммерческое и синефильское. Вон подтвердил свою репутацию. Даже трэш в фильме, которого немало, уместен, продуман, использован когда надо.
Подзаголовком «Первого класса» могла бы стать фраза «ты помнишь, как все начиналось».
Люди икс, если кто не знает, это мутанты со сверхъестественными способностями. Кто-то из них умеет перемещаться в пространстве, кто-то— принимать любые обличья, кто-то— стрелять огнем, кто-то— выщелкивать из кулаков длинные стальные лезвия. В первых трех частях фильма хорошие мутанты во главе с Профессором икс сражались с плохими во главе с Магнито, которые желали истребить человечество и утвердить на земле новую, более развитую расу. Сражения получились такими эффектными, а кассовые сборы фильмов— такими впечатляющими, что проект решили развивать. Но не в длину, поскольку в третьем фильме были расставлены точки над i, а вширь. Четвертый фильм был посвящен предыстории одного из самых популярных мутантов— Росомахи, которого изображает Хью Джекман. В будущем году должен, кстати, выйти еще один фильм про Росомаху.
В «Первом классе» Росомаха появляется лишь на миг, чтобы отметиться на экране, но этого достаточно, чтобы вызвать восторг зала. Зато это фильм о детстве, молодости и становлении двух других главных героев— Чарлза Ксавьера, будущего Профессора Икс, и Эрика Леншера, будущего Магнито. Ксавьера играет Джеймс Макэвой, Леншера— Майкл Фассбендер. Оказывается, в 1962 году богатый английский аристократ Ксавьер и выживший мальчиком в еврейском гетто Леншер пошли работать в ЦРУ, где для них создали особый отдел, наконец-то признав, что мутанты существуют и надо использовать их силу. В это время грянул Карибский кризис. «Люди икс»— один из тех фильмов, которые навязывают публике альтернативную историю.
Так вот Карибский кризис, о чем вы раньше не ведали, тоже был спровоцирован мутантом— злодеем по имени Себастьян Шоу с лицом актера Кевина Бейкона, который спец по ролям психопатов.
Именно бывший нацист Шоу обманом и коварством принудил Штаты разместить ядерные ракеты в Турции, а Советы— отправить ракеты на Кубу, чтобы началась третья мировая и человечество самоуничтожилось. Именно Ксавьеру и Леншеру (у которого личные счеты к Шоу, застрелившему в гетто его мать), а не каким-то там Кеннеди с Громыко удалось разрешить конфликт: их команда наносит поражение плохим мутантам в прямом фантастическом бою над Атлантикой на глазах изумленных, чуть было действительно не затеявших войну флотов— советского и американского. Не только трэш, но еще и исторический трэш. Некоторые эпизоды «Первого класса», чего не было в прежних сериях «Людей икс», напоминают о бондиане 60-70-х годов с ее забавными шпионскими технологиями. Одна подводная лодка злодея Шоу чего стоит! Но все правильно. Если речь о противостоянии двух сверхдержав, то и должна быть бондиана.
Но именно в разгар бондианы происходит нечто, что разводит друзей Ксавьера и Леншера по разные стороны баррикад. Фильм, собственно, о том, как они стали теми, кем стали. Почему первый оказался в инвалидном кресле и открыл в своем английском поместье школу типа Хогвартса для гарри поттеров с паранормальными способностями, а второй восстал против человечества.
Кроме перекличек с бондианой у «Первого класса» много параллелей с последними «Звездными войнами». Во-первых, там есть размышления о сути силы, которая дана мутантам. О том, что надо научиться ею управлять. Иначе, если она начнет управлять тобой, ты окажешься доктором Джекилом, который не в состоянии справиться с мистером Хайдом — фактически это разговоры о темной и светлой стороне силы из «Звездных войн». Во-вторых, это история о том, как и почему симпатяга Энакин Скайуокер превратился в монструозного Дарта Вейдера. Правда, в отличие от «Звездных войн» в «Первом классе» никакого трагического надрыва.
В фильме вообще много идеологии, как и во всех прежних «Людях икс». Киносериал про мутантов всегда был погружен в парадоксы взаимоотношений с меньшинствами.
С одной стороны, осуждал нетерпимость по отношению к меньшинству мутантов (а заодно любую «охоту на ведьм»). С другой стороны, порицал меньшинстский экстремизм, способный обернуться самым настоящим фашизмом.
«Первый класс» добавляет к этому новую мысль: люди, особенно политики и военные-ястребы, сами виноваты в том, что у них появляются враги. Леншер мог остаться Леншером и не превратиться в Магнито. Его можно было переубедить. Но люди, утверждают «Люди икс», боятся иного, ненавидят непонятное. Отчасти справедливо (по фильму, с научной точки зрения мутация— основа эволюции; если в традиционной среде появляется мутант, то вскоре мутирует вся среда). Но зачастую из-за ксенофобии, из зависти. Любая гениальность— это ведь тоже мутация. Так что логику мутантов, бросающих вызов человечеству, после «Первого класса» понять легче, чем логику будущего Профессора икс, который остается гуманистом вопреки людскому предубеждению по отношению к себе.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.