Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.05.2011 | Город / Театр

На «Гамлета» в джинсах

Необычные театральные площадки Москвы

Даже если вы любите театр и бываете в нем регулярно, бьюсь об заклад, что о многих площадках Москвы, где нынче показывают спектакли, вы и слыхом не слыхали. В ход идет все что угодно: музейные залы и галереи, пустующие расселенные квартиры, гостиничные номера, фабричные цеха, клубы, подвалы, недостроенные здания, дворы и набережные, станции метро, вокзалы и вагоны электричек. Недавно спектакли играли на кухне издательского дома «Афиша», а до того — там же в офисе, среди редакционных столов, заваленных бумагами. Многие из импровизированных театров обзаводятся сценой по случаю, на один раз. Другие обустраивают подвалы, кинотеатры и цеха, имеют собственную труппу или администрацию и внятную репертуарную политику, а вместе с ней и преданных зрителей.

Из тех, что уже утвердились в общем мнении как театральные места и чью афишу печатают досуговые издания, большая часть — сцены негосударственных компаний, созданных из любви к искусству, живущих без спущенных сверху планов, тендеров и отчетов и, конечно, без регулярных зарплат и прибылей. Тем не менее именно в эти не всегда благоустроенные залы прежде всего наведываются отборщики международных фестивалей, ищущие чего-то нового, острого и не слишком дорогого в перевозке.

Надо сказать, зрители всех этих отчасти маргинальных театров между собой не слишком разнятся, зато кардинально отличаются от публики «больших», солидных театров. Главным образом, в неформальные театры ходит такая же неформальная и заводная молодежь, та, что любит клубы и новые галереи, узнает о спектаклях из социальных сетей и, направляясь в театр, не имеет привычки менять джинсы и кеды на выходное платье и туфли. Оно и понятно — здесь часто приходится сидеть на полу или карабкаться по неудобным лестницам.

Давайте посмотрим на те из новых площадок, которые уже успели обзавестись собственным узнаваемым лицом и устойчивым кругом зрителей.


Театр.doc, живущий в крошечном подвальчике по адресу: Трехпрудный, 11/13, пожалуй, самый независимый из неформальных. В большой степени именно отсюда двинулась «новая драма», теперь занимающая все больше театральных площадок Москвы. Здесь проводили первые фестивали документального кино «Кинотеатр.doc», здесь чуть ли не ежедневно бывают обсуждения спектаклей, проходят лекции и читки пьес. Здесь самое большое количество бесплатных мероприятий — приходи и смотри. Здесь нет никакой администрации или кассы, куда можно идти за билетами или звонить с вопросами, Театр.doc живет практически как коммуна, и, чтобы попасть на какой-то спектакль, вам нужно искать телефон именно его администратора на сайте www.teatrdoc.ru. Идя в «Док» от метро «Пушкинская» мимо ТЮЗа, рискуешь проскочить малозаметное название театра на углу дома, означающее, что нужно сворачивать направо во двор. Впрочем, чаще всего пропустить поворот не дает толпящийся во дворе народ. Особенно если дело происходит осенью, во время фестиваля читок новых пьес «Любимовка», когда наплыв такой, что, даже утрамбовав зрителей, как кильку, организаторы вынуждены многих желающих оставлять на улице, так что бедным ценителям новой драмы остается завистливо смотреть в полуподвальные окна, которые ведут на сцену. Идя в этот театр, ни в коем случае нельзя надевать лучший костюм и высокие каблуки — на раздолбанной лестнице в подвал подворачивали ноги многие, а в зале вам в лучшем случае придется сидеть на скамейках без спинок, а то и на подушке на полу. Заодно надо подготовиться морально — ни с одной московской сцены вы не услышите столько матерных слов, сколько в Театре.doc, где звучит неприкрашенная документальная речь бомжей, убийц и офисных менеджеров. Да и молодые драматурги в новых пьесах дают прикурить.

Вход в докПублика в доке


Театр «Практика»
расположен совсем рядом с Театром.doc, по адресу: Большой Козихинский переулок, 30, — там, где раньше был театр «Луны». Про «Док» даже раньше говорили, что он находится с обратной стороны «Луны», а рабочие, прокладывая в Театре.doc коммуникации, спрашивали: «Откуда вам тянуть-то, с Луны, что ли?» «Практику» создал бывший директор «Золотой маски» Эдуард Бояков на волне тех же новодрамных и документальных идей и долгое время опирался примерно на тех же людей. Но «Практика» — учреждение государственное, его подвальное помещение и дворик при театре хорошо отремонтированы, у него есть кассы, администрация, зарплаты, возможность приглашать для постановок интересных зарубежных режиссеров, а также высокие амбиции считаться интеллектуальным центром не только театра, но и прочих искусств. А потому в «Практике» постоянно устраивают разнообразные выставки, «круглые столы» и концерты, работает киноклуб, проводят разного рода тренинги и обучающие занятия. Несмотря на то что социальный запал в проектах этого театра налицо, а провокативность, как и нецензурная лексика, в спектаклях «Практики» тоже не редкость, публика здесь хоть и не пенсионерская, но куда более «приличная», чем в Театре.doc, даже с некоторым оттенком гламурности. Сюда можно смело приходить нарядными, в гардеробе за шубу вам дадут номерок, а в буфете вы можете встретить знаменитостей из интеллектуально-артистической среды, что, конечно, сразу повышает статус театра в глазах его публики.

Вход в "Практику"В "Практике"Арка,во двор Практики


Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (ЦДР) — самый старший из неформальных новых театров (он возник в конце 1990-х), опирающихся на поколение драматургов и режиссеров новой драмы, а также близкой ей команде актеров, многие из которых уже вышли в звезды. Долгое время ЦДР играл на Таганке, в Центре Высоцкого, тогда и прославившись спектаклями «Облом off» Михаила Угарова, «Пластилин» Кирилла Серебренникова и «Пленные духи» Владимира Агеева. Сейчас у ЦДР уже есть и государственное финансирование, и собственная площадка в бывшем помещении театра «Вернисаж» на Беговой, 5. Поскольку новая сцена располагается в не очень удобном месте, вдалеке от нахоженных театральных путей, сюда прежде всего наведываются давние поклонники ЦДР — не слишком радикальная молодая интеллигентная публика. Впрочем, в последнее время ЦДР активизировался, стал устраивать встречи с драматургами и совместные проекты с Театром.doc: то, что требует побольше места, из Трехпрудного переезжает на Беговую.

Встречи в ЦДР на  Беговой


Prоект Fаbrика
— это многопрофильный культурный центр в бывшем помещении фабрики технических бумаг «Октябрь» (Переведеновский пер., 18), освоенный в европейских традициях перепрофилирования брошенных заводов и превращения их в центры искусства. На «Фабрике», кроме галерей, дизайн-бюро и издательств, уже есть целых две стабильно работающие театральные площадки. Первая и главная — «Актовый зал», располагающийся действительно в бывшем актовом зале фабрики. Теперь это открытая сцена, нацеленная на самое разное современное искусство. Главный резидент площадки — агентство современного танца «Цех», именно здесь проходят практически все премьеры независимых танцевальных групп столицы, здесь устраивают фестивали модерн данса, сюда приезжают иностранные труппы и здесь организуют занятия. Но кроме танца (а также концертов, показов документального и короткометражного кино и мультфильмов) здесь часто бывают и драматические спектакли, обычно экспериментального характера — на стыке с танцем или перфомансом. Хотя добираться до «Фабрики» неудобно, особенно безлошадной молодой публике, которой приходится трястись на троллейбусе от метро «Бауманская», студенты и ориентированная на новый арт молодежь очень любят это место за его располагающую и демократичную атмосферу. Особенно в теплую погоду, когда в квадратном фабричном дворе, расписанном граффити, работают ярмарки маленьких книжных издательств и гараж-сейлы, а столики из «Актового бара» выносят на воздух.

Двор ФабрикиВход в офисы и галереиВход в Актовый зал

Совсем недавно в одном из цехов «Фабрики» обосновалась и студия Владимира Панкова SounDrama. В холодных и, казалось бы, совсем неприспособленных для театра помещениях она выпустила уже две премьеры. Поклонников у этого театра много, так что расстояние для них не помеха, а сама фабричная обстановка и изобретательность, с которой режиссеры перекраивают неудобное пространство, наоборот, добавляют остроты ощущений и превращают каждый приход сюда в приключение.

Вход к Саундраме


В последнее время открываются новые театральные возможности и еще в одном бывшем фабричном кластере — на «Винзаводе». Никакого своего театра здесь нет (если не считать детских кружков), зато в пустых винных цехах, некоторые из которых ну очень большие, показывают спектакли разных неформальных театров. Прежде всего с «Винзаводом» любит сотрудничать «Практика»: например, именно здесь регулярно представляют документально-биографический проект «Человек.doc», в центре которого судьбы сегодняшних людей искусства, от художника Кулика до композитора Мартынова. А в эти майские дни на «Винзаводе» идет целый фестиваль спектаклей мастерской Кирилла Серебренникова из Школы-студии МХТ.


Среди специально оборудованных открытых театральных площадок первый номер, конечно, у Центра имени Мейерхольда. Он расположен внутри огромного офисного здания прямо у выхода из метро «Менделеевская», но выглядит так неприметно, что большинству прохожих и невдомек, что здесь есть театр. Своих театральных проектов у ЦИМа немного (главным образом, это работы режиссеров-стажеров, учившихся здесь в магистратуре), зато его небольшой, но прекрасно оснащенный зал, легко преобразующийся под любой тип сцены, очень любят модные современные фестивали вроде NET, гастролеры-экспериментаторы и танцоры модерн данса. Так что у ЦИМа сформировалась репутация продвинутой площадки, и молодые театралы дорогу сюда протоптали давно.


Театральный центр «На Страстном», тоже приютившийся как бедный родственник — в уголке торгово-офисного центра за спиной кинотеатра «Пушкинский», не может похвастать такой удобной и оснащенной сценой. Так что и гастролеры сюда приезжают не такие продвинутые. Хотя, например, Евгений Гришковец для своих спектаклей в Москве облюбовал именно этот зал. Но свою фишку центр «На Страстном» нашел — это студенческие постановки театральных вузов. Все начинается с ежегодного майского фестиваля «Твой шанс», который с каждым разом становится все более разнообразным, а потом продолжается в течение всего следующего сезона в виде регулярных показов спектаклей-победителей. Студенческие спектакли с их юным драйвом и раскованной атмосферой любят многие, так что публики здесь хватает, да и работодателей привлекает возможность кучно посмотреть молодых актеров. Так что со сцены «На Страстном» началась уже не одна театрально-кино-телевизионная карьера.

В фойе На Страстном


И напоследок — о клубном театре, маленькой домашней сцене кафе «Мастерская». Это заведение в помещении бывших бань под боком у центрального Детского мира (Театральный проезд, 3, стр. 3) имеет свой зальчик мест на семьдесят. Известность к нему пришла благодаря обаятельной постановке артдиректором клуба Алексеем Паперным собственной пьесы «Река». Еще один давний хит на этой сцене — детский, два молодых американца, выпускники Школы-студии МХТ играют здесь сказку «Лафкадио» про льва в городе. А с этого мая «Мастерская» обещает чрезвычайно обогатить афи­шу, давая по несколько спектаклей студентов и молодых режиссеров в неделю в расчете и на детей, и на взрослых. Так что если хотите совместить приятный семейный поход в кафе с театром — вам сюда. 



Источник: "Московские новости", 13 мая 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.