Театр "Тень"
01.04.2011 | Театр
Театр «Тень» вернулся к детямМайя Краснопольская и Илья Эпельбаум отправляют зрителей в сафари за Синей птицей
Умным родителям, которые любят театр, и хотят привить вкус к театру своим чадам-дошкольникам, показывая им только что-то особенное и самое лучшее, нужно знать: наконец-то «Тень» показала новый детский спектакль.
В последнее время в этом театре, на упоительных спектаклях которого выросла моя дочь, детей новыми постановками не очень баловали. Понятное дело: у Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума (которые, в сущности, и являются «Тенью») – уже целый иконостас «Золотых масок» и прочих престижных призов, они давно ушли от прежних теневых и кукольных спектаклей на поле эксперимента (в этой номинации они последние «Маски» и получили), и теперь больше увлекаются всякими мистификациями и играми для взрослых, чем для детей. С одной стороны это понятно, а с другой – обидно, лучше них детские спектакли в Москве все равно никто не делает. Уж не говорю о том, как счастливы дети от возможности прийти в маленький театр, как в гостеприимный дом, где хозяева тебя поят чаем и ведут разговоры, а потом ведут на спектакли, похожие на приключения, вроде «Лиликанского театра» который нужно смотреть, сидя всего лишь впятером вокруг помпезного оперного здания (высотой в человеческий рост), и через его окна смотреть спектакль, разыгрываемый крошечными лиликанцами.
Новый спектакль для малышей в «Тени» - это «Синяя птица». Конечно, тут нет никакого Метерлинка, а есть вольная фантазия Майи и Ильи, куда входит все на свете, как компот. И вообще это называется «Сафари «Синяя птица» - то есть охота на эту самую птицу счастья. Точнее – фотоохота.
Начинается это, как и многие спектакли в «Тени» с лекции, как в музее, где, демонстрируя картины на стенах, Майя с важным видом несет очень смешную псевдонаучную ахинею, которая начинается с истории про птицелова Папагено (то есть с моцартовской «Волшебной флейты»), который и ловил эту самую синюю птицу счастья. Далее, оказывается, что были еще Папагено второй, третий и др. (показывают на стенах портреты исторических знаменитостей), которые тоже занимались поисками Синей птицы. Было открыто, что птица эта прилетает к человеку в момент наивысшего счастья, но глазом ее не увидеть. И вот один из предпоследних Папаген придумал прибор типа фотоаппарата, который может эту самую птицу зафиксировать (чему есть самые комические подтверждения, тоже висящие на стенах вроде чемпионата по футболу и вручения Оскара). В общем, в тот момент, когда ребенок уже слегка обалдевает от этих врак, появляется ныне живущий Папагено ХI (Алексей Шашилов), который готов всех, пришедших на спектакль (а это десять пар – ребенок плюс взрослый) отвести в царство Королевы Ночи, в ту ее облачную часть, где живут души сказок и наиболее вероятно появление Синей птицы.
Ну а дальше начинается само сафари – для начала и взрослых, и детей обряжают в длинные белые рубашки (в честь Тильтиль и Митиль, которые путешествовали за Синей птицей в ночных сорочках), дают белые носочки и фонарики, и длинной вереницей запускают в царство королевы Ночи, которое похоже на темный лабиринт из шелковых облаков. И там, где Папагено решается присесть на остановку, на окружающих группу охотниках белых облаках возникают движущиеся теневые картины – кусочки известных сказок. И каждый раз находится новая причина, почему именно сейчас птицы счастья нам не дождаться и нужно идти дальше.
Не буду рассказывать подробностей, чтобы не портить вам удовольствия от сафари, но знайте, что пройти вам придется через многое, включая разочарование от понимания того, что птицы счастья не бывает и финального счастья от того, что ее все-таки удалось поймать.
Понятное дело, попасть в «Тень» не просто, но можно записаться на спектакль на сайте театра и ждать, когда подойдет ваша очередь. Сделать это можно тут.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.