Россия
30.11.2005 | Кино
Третий лишнийВзгляд кухарок становится модной точкой зрения на отечественную историю
Осенью 1942 года, только-только помирившись со страной Суоми, Советский Союз открывает на финских берегах новые военные базы для субмарин. Там, вдали от Родины и в непосредственной близости от нордических красавиц, несут службу бравые советские подводники. Герои пьют водку графинами, десятками топят немецкие транспорты и все равны как на подбор - но лучшим охотником за линкорами и эсминцами считается капитан Маринин (Орлов), отличный парень с простым лицом и непростой биографией.
Сын царского адмирала и брат белогвардейского офицера, он якобы отрекся от своих аристократических корней при поступлении в мореходку – но товарищи в синих фуражках сомневаются в искренности этого раскаяния.
Чтобы покончить с непотопляемым капитаном, на Север послан майор Шарабидзе, энкаведешник с лицом колчаковского офицера. В качестве секретного оружия у майора припасены семейный альбом Марининых и довольно идиотская легенда о том, что белогвардейский брат героя не погиб, а живет тут же по соседству, в лесном шалаше.
Немного волнующая история офицерской отваги, чекистких мерзостей, веселого распутства и глубинных бомбежек рассказана от лица персонажа второго плана, юной подавальщицы из офицерской столовой (с легкой руки Алексея Учителя взгляд кухарок становится явно модной точкой зрения на отечественную историю). Девушка безнадежно сохнет по капитану, а он, в свою очередь, слишком занят круглосуточным сексом с какой-то скучающей шведкой, чтобы замечать прочих поклонниц. Этот оригинальный прием был бы более чем уместен в мини-сериале – но полуторачасовой фильм он буквально рвет на части, доводя фрагментарность и недосказанность картины до критической массы.
В принципе, решится ли подавальщица Таня заговорить с кумиром, выйдет ли она замуж, поступит ли она после Победы в ВУЗ, или так навсегда и останется рядовой работницей общепита, не так уж важно. Хотя и любопытно – недавняя выпускница ВГИКА Лиза Боярская играет свою крохотную роль как большую и настоящую, делая зрителям многообещающие, но, увы, не подкрепленные сценарием авансы.
То, что действительно важно – и то, без чего фильм так и остается эскизом большого киноромана – это обильные беллетристические ответвления сюжета, набросанные вокруг главного героя недопустимо скупыми штрихами. Хочется понять, что связывает Шарабидзе и семью Марининых (а что-то там точно было), узнать подробности иезуитских махинаций НКВД в Финляндии, увидеть, как постельная линия сюжета перерастет в романтическую. И, разумеется, хочется больше морских баталий, больше блондинок, больше шпионского трилла и больших черных автомобилей. А Орлова как раз достаточно. Он и так тут повсюду, «первый после Бога».
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.