Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.11.2005 | Кино

Звездно-полосатый Зорро

Спилберг предложил патриотическую трактовку классического образа

“Легенда Зорро” (The Legend of Zorro), вышедшая одновременно на американские и российские экраны, — не ремейк бесчисленных фильмов про похождения легендарного народного мстителя в плаще и полумаске, а продолжение конкретного голливудского фильма 1998 г. “Маска Зорро”, сделанного той же командой: продюсер Стивен Спилберг, режиссер Мартин Кемпбелл (в свое время снявший бондианский “Золотой Глаз”), Антонио Бандерас и Кэтрин Зета-Джонс. Тем, кто ностальгирует по французскому фильму 70-х с Аленом Делоном и для кого Зорро — классический герой жанра плаща и шпаги, новая картина покажется диковинной.

От настоящего Зорро в новом остались только красивые испанские лица Бандераса и его отважной подруги (даром что Зета-Джонс — валлийка), знойные красно-коричнево-желтые пейзажи с кафедральными соборами и кактусами, юмор и Знак Зорро — перечеркнутая Z, которую герой рисует клинком на заднице одного из противников. Еще: Зорро, как герой романтический и при этом детский, в “Легенде Зорро” никого не убивает — только вырубает. Некоторые враги, правда, тут же помирают, но уже не по зорровской вине. Справедливый Господь так распорядился.

Но про диковинность.

Во-первых, главными негодяями в фильме являются французы — чтобы неповадно было отбивать у Голливуда кассовые сюжеты. Если прежде Зорро бился с притеснителями народа и продажной бюрократией в неназванной латиноамериканской стране, то теперь он сражается с французской ма… Нет, не мафией: действие-то все-таки происходит в середине XIX в. А с масонской ложей Orbis Unum, про которую в фильме поясняется, что она тайно контролирует весь мир.

Во-вторых, “Легенда Зорро” — зрелище не старомодное, каким должно быть развлечение в жанре фехтовального реализма, а до жути постмодернистское. В наивные времена единственным оружием Зорро была шпага — теперь он поджигает бикфордов шнур, чтобы взорвать злодейский состав, груженный смертоносным нитроглицерином, для конспирации упакованным в винные бутылки, на этикетках которых значится “бордо”. Однако создатели фильма мимоходом уели и “бордо”. “Калифорния чеблис” (“шабли” по-злодейски и французски) их, что ли, спонсировала?

В Голливуде последних лет ставят на проверенное. На сюжеты меньшего финансового риска, в случае с которыми зритель заранее знает, на что именно идет: прежде всего на ремейки, сиквелы и экранизации модных комиксов. Теперь тенденция усилится, поскольку в Америке 2005-го, впервые с конца 80-х, не растут, а падают кассовые сборы (что не распространилось на остальной мир).

Но продюсер “Легенды Зорро” Стивен Спилберг явно является сторонником и другой модной коммерческой стратегии, в соответствии с которой фильм становится хитом только в том случае, если напоминает аудитории о других любимых фильмах. В этом смысле “Легенда Зорро” — один из рекордсменов последних лет. Фактически это ремейк не только “Маски Зорро”, но и огромного количества других лент, даже чуждых стилистике плаща и шпаги.

Для начала это вестерн. Действие происходит в Калифорнии, там орудуют банды ковбоев. Эпизоды, когда эти головорезы убивают владельца ранчо, поскольку (о чем никто из персонажей фильма не догадывается) через эту землю должна пройти железная дорога, плюс разборка в дорогом вагоне отчетливо адресуют к вестерну Серджо Леоне “Однажды на Диком Западе”. Лихие, совсем уже фантастические полеты Зорро, когда полы его черного плаща смотрятся как крылья, напоминают о Бэтмене. Лицо упавшего в кактусы злодея — все в колючках — точно как у Пинхеда из ужастика “Восставший из ада”. Появление малолетнего, отважного в боях сына Зорро и его жены — пас в сторону “Детей шпионов”. Финальная схватка Зорро и его супруги спиной к спине со злодеями — “Мистер и миссис Смит”. Невероятный завод про производству нитроглицерина — футуристический XIX век из завирального вестерна “Дикий, дикий Вест”.

Но это что. Главное — идеология. Если действие неголливудских фильмов про Зорро происходило “где-то в Латинской Америке”, то теперь, как и в “Маске Зорро”, оно происходит в Калифорнии. Будущая резиденция Шварценеггера в 1850-е готовится вступить в США в качестве 31-го штата. Знаете, за что борется Зорро? За угнетенных и обездоленных? Он борется именно что за грядущего Шварценеггера — с противниками присоединения. Поскольку единая Америка — угроза силам Зла. Противники — в лице масонов — пытаются уничтожить Штаты нитроглицерином, поскольку в учении ложи еще 600 лет назад напророчено, что ее власть над миром продлится до тех пор, пока не возникнет некое свободное государство на Западе. Сепаратисты похищают урну, в которой народ Калифорнии выражает свою волю назваться американцами, а Зорро ее спасает.

Голливуд давно присвоил себе суперменов — от Супермена до Бэтмена — и заставил их патриотически служить звездно-полосатому флагу. Но те-то хоть были героями американских комиксов. Теперь он сделал американским патриотом и Зорро.

Все бы ничего. В конце концов, что нам идеология? Нам — и мне — хочется развлечения и отдохновения. Их фильм дает. Поначалу он смотрится так себе, чересчур дошкольно, но потом лучше и лучше. Посмотревшим — проверено — нравится, например, конь Бандераса, этакий Зорро с копытами (без гетевщины и булгаковщины), который не упускает случая побалдеть от упущенного людьми, а именно покурить трубку или вылакать бутылочку красного.

Но я искренне боюсь, что при нынешних голливудских тенденциях Зорро начнет вскоре мочить плохих сербов (на стороне хороших албанцев) и “Аль-Каиду”. А ведь так и будет.



Источник: Ведомости, №205 (1486), 01.11.2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.