Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.12.2010 | Япония без вранья

Уроки английского

Убийце нужна была именно иностранка

Недавно совсем недалеко от японского города Ибараки, где я живу, поймали молодого  парня, который года два был в розыске за убийство молодой иностранки. История для меня – захватывающая. Во-первых, потому, что убийца напрочь отказался объяснять мотив. Во-вторых, потому, что он жил последние год и два месяца в одном городе со мной, то есть вполне возможно, что я его встречал. А в-третьих, потому, что убитая перед самой смертью занималась тем, чем мне, как и любому иностранцу в Японии, самому приходилось заниматься много раз – давала урок английского. В отличие от меня, она давала урок своему убийце.

Когда я услышал эту историю, я подумал: ну, наконец-то японцы перестали дискриминировать нас, иностранцев, и убивают "белых" точно так же, как друг друга.

Дело в том, что иностранцев, тем более иностранок, в Японии убивают не так уж часто. Нас то ли щадят, то ли не считают в полной мере людьми (или, наоборот, полагают высшей расой – в зависимости от цвета кожи). Так или иначе, рассчитывать на равенство не приходится.

А тут, подумал я, никакой дискриминации – прогресс, да и только. Но, стоило мне почитать статьи про него, посмотреть записи интервью с его родителями и я понял, что все совсем не так. Убийце нужна была именно иностранка.

Попробую сделать зарисовку его жизни, какой я ее тогда себе представил. Практически все факты – проверены, а все психологические да культурологические домыслы – мои. Как я выяснил позже, поговорив с журналистом, который занимался этой историей, я не ошибся.

Молодой человек родился в элитной семье. Родители у него врачи, а значит, победители в том японском мире, где все решает катагаки, буквально – «надпись на плече», или иначе – место работы и деньги, которые эта работа приносит. И, как почти в любой семье такого рода, с раннего детства он был пешкой, которую папа с мамой неуклонно и безоглядно продвигали по японской карьерной лестнице. Денег было вдоволь, поэтому после школы он посещал бесконечные кружки, секции да подготовительные курсы, где от него требовалось лишь одно – быть лучше других. Домой он приходил уже под вечер, никогда не играл с друзьями на улице, никогда не ловил крабов в речке возле дома, никогда даже не дрался. А родители – те работали и зарабатывали деньги и давили на него каждый день – учись, мол, становись как мы. Для них он был активом, имуществом, которое нужно было правильно реализовать. Но не вышло.

В одном интервью мать сказала, что ее сын плакал, когда умерла его собака, то есть он понимал ценность жизни. Но она неверно трактует эти слезы. Он плакал потому, что умерло единственное существо, которое любило и принимало его таким, какой он есть.

А дальше все стало еще хуже. Поступить в хороший университет ему не удалось, и он пытается найти новую сферу, в которой он может выстроить себя по-новому, найти уважение других и, одновременно, самоуважение. У него нет ни друзей, которые бы его поддержали, ни семьи. Единственное, что ему остается, это искать признание вовне, то есть среди иностранцев. И он начинает строить самосознание на одной основе – основе своей национальности. Он японец. Он умеет рисовать, считает, что у него есть способности к дизайну, поэтому поступает в университет учиться проектировать парки в японском стиле. Там же поступает в клуб каратэ, чтобы было чем красоваться перед иностранцами. С учебой у него плохо, с каратэ – тоже, поскольку единственное, что учитель нашел про него сказать, это что он «усердно тер полы перед тренировкой». Но признание «своих» его уже не интересует. Он начинает усиленно учить английский. И ходит в парк, ищет там белых иностранок и рисует их портреты, впечатляя их тем, что знает их язык и, одновременно, подает себя истинным носителем глубокой восточной культуры – каратист, да еще и специалист по японским паркам. Он хочет, чтобы хоть кто-нибудь признал его вне тех критериев, которые работают в японском обществе. Хочет, чтобы его признала иностранка. Ему кажется, что здесь у него есть шанс.

И вот он встречает свою жертву. Ведет ее к себе домой. Начинается урок английского. А дальше происходит что-то очень неприятное. Девушка, наверное, высмеивает его. Его лицо, или мужские достоинства, или английский. Может быть, она просто смотрит на него не так. Или ему это кажется. И он вдруг понимает, что и этот путь ему отрезан. И начинает бить ее. По удару за все, что ему пришлось вытерпеть от родителей. За бессмысленную зубрежку, за постоянно включенный в доме телевизор, за то, что на него всегда смотрели, как на вещь. Или вообще не смотрели.

И убивает.

Японское общество, особенно те его члены, которые соответствуют идеалу успеха, довольно жестоки. В этих сферах царит прагматизм, меркантилизм и совершенно чудовищное одиночество. Люди развешивают на стенах бесконечные аттестаты, свидетельства о выигрышах в профессиональных конкурсах, рекомендации от высокопоставленных лиц. Они живут всегда одни, наслаждаясь своей победой, но не разделяя ее ни с кем.

Этому мальчику вешать на стены было нечего. И он вешал на стены зеркала, много, очень много зеркал, и все смотрел в них, пытаясь найти хоть одно, в котором он бы себе понравился. И не нашел.



Источник: "За Рубежом", 03-2010,








Рекомендованные материалы



Садовник читает землю

Когда я рассказываю садовнику что-то наболевшее, он никогда не дает ни советов, ни оценок. Он выслушивает мою историю и, на секунду задумавшись, начинает свою. И только дослушав его историю до конца, я понимаю, что эта история — его ответ.


Стань водой

Прошло три дня с его смерти, кончились поминки, похороны, бесконечный черед важных родственников, сослуживцев, начальников отделов и даже отделов кадров, чинных поклонов и пустых слов. И только теперь, глядя на двух братьев, я вдруг снова увидел моего отчима таким, каким он был мне дорог.