Если было наихудшее время для Владимира Путина и Дмитрия Медведева, чтобы обращаться к миру с посланиями, то это точно была прошлая неделя. Из телеграмм, опубликованных WikiLeaks, следует, что американский министр обороны убежден, что «демократия в России исчезла», а посол США в Москве полагает, что отечественные региональные начальники платят взятки людям в Кремле. Поразительно, но факт: Россия оказалась в одном ряду с обиженными американскими партнерами вроде Пакистана, которые вдруг выяснили, что дипломаты США знают о них правду.
И главное: что бы теперь ни сказал любой из нашей сладкой парочки начальников, все воспринимается через сравнение их с Бэтменом и Робином, супергероем из комиксов и его робким подмастерьем.
В этих обстоятельствах самым разумным для Медведева была бы демонстрация собственной независимости. Например, в своем Послании Федеральному собранию он мог бы попытаться развить собственные отважные мысли. О том, что путинская стабильность стремительно перерастает в застой, например. Мог бы предложить стране пути по преодолению этого самого застоя. И таким образом заявить о собственных амбициях.
С другой стороны, премьер, он же национальный лидер, он же мышь летучая (вспомним, что это благородное животное — символ нашей военной разведки), должен был бы положить конец слухам, подтвердить, что именно он является альфа-самцом, главным на собачьей свадьбе, длящейся не первый год на глазах всей страны.
Все это, подозреваю, было бы возможно, если бы российскому тандему удалось прийти к консенсусу относительно того, кто из них станет главным начальником в 2012-м. Однако очевидно, решающего разговора пока что не произошло. И Дмитрий Анатольевич продолжает пребывать в заблуждении, что при примерном поведении Путин разрешит ему посидеть в Кремле следующий, теперь уже 6-летний, срок. И посему главная задача Робина при составлении Послания Федеральному собранию состояла в том, чтобы никак не раздражить отечественного Бэтмена. Который, как известно, любит не только животных, но и детей тоже (хоть и не так сильно, как китов, медведей и тигров).
И посему, точь-в-точь как Остап Бендер, создававший «Союз меча и орала», Медведев сконцентрировался на мерах по спасению российских детей. Им в самом деле угрожают серьезные опасности, скверное медицинское обслуживание, некачественное образование, преступность и наркотики.
Одна проблема: Дмитрий Анатольевич, с его опытом провала так называемых федеральных программ, должен бы знать, что все его благие пожелания из десятков пунктов будут благополучно проигнорированы министрами и губернаторами, которые точно знают: их работа оценивается в полном соответствии с объемом заноса в Кремль и правительство. Без слома путинской вертикали власти все деньги, направленные на решение любых социальных проблем, будь то улучшение медицинского обслуживания или образования, обречены оказаться в карманах чиновников. Посему и идеи очередного послания были встречены так называемой элитой как блажь молодого управляющего при главном начальнике.
Но в этой ситуации и Путину не слишком удобно демонстрировать, что именно он станет президентом в 2012-м. Ведь в этом случае чиновный люд вовсе перестанет обращать внимание на «младшего царя». Бог его знает, какие неожиданные шаги тот может совершить. И вот в новом интервью Ларри Кингу (ну не мог Владимир Владимирович отпустить знаменитого журналиста на пенсию, не взяв реванша за собственную промашку с циничными словами «она утонула») Путин находит виноватых. Он обрушивается на американских дипломатов, которые, оказывается, в своих телеграммах в Вашингтон оскорбили высокомерием одного из членов чудного тандема. Остается догадываться, кто имелся в виду: то ли Медведев, сравненный с Робином, то ли сам Путин, коего назвали альфа-догом. Заодно наш премьер сообщил, что американская демократия ничуть не лучше российской. Ведь в США не прямое голосование, а через выборщиков. Последнее обстоятельство, впрочем, никак не объясняет того прискорбного факта, почему периодически во главе страны оказывается главный политический оппонент действующего главы государства. Полагаю, что именно поэтому Владимир Владимирович считает американскую демократию ущербной.
При этом, удивительным образом, что Медведев, что Путин уверенно находят выход, начав грозить зловредному Западу гонкой вооружений. Дмитрий Анатольевич обещает таковую в случае, если НАТО не примут малоприемлемые российские предложения о создании «секторальной ПРО». Владимир Владимирович грозит наращиванием российских ядерных вооружений в случае, если сенат США не ратифицирует новый договор о стратегических наступательных вооружениях.
Штука в том, что все участники процесса прекрасно понимают: у Москвы нет никаких ресурсов — ни финансовых, ни материальных — для наращивания производства ядерных вооружений.
При этом, даже если случится чудо и такое наращивание произойдет, США сохранят количественное превосходство над Россией. По сути дела грозные заявления Путина и Медведева означают только одно: эти люди угрожают не Америке, они угрожают россиянам, что разрушат экономику нашей страны. Они угрожают действовать как престарелые члены Политбюро. Но те не ведали, что творят. Нынешние начальники прекрасно понимают, что означала бы попытка реализовать угрозы. Посему речь идет о сотрясении воздуха. У Медведева и Путина это рефлекс такой: если они не знают, что говорить, то начинают угрожать Америке. Именно об этом американские дипломаты пишут сегодня с своих депешах в Вашингтон. Когда завтра эти телеграммы появятся на WikiLeaks, Путин и Медведев опять страшно обидятся.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»