Россия, 2010 г.
27.10.2010 | Кино
Безалкогольная свадьбаКраеведческий фикшн екатеринбургского лжедокументалиста Федорченко
Грустный директор целлюлознобумажного комбината с подчиненным едут по российскому бездорожью из Костромской области в Ивановскую сжигать на костре из топорищ скончавшуюся директорскую жену. Путевые впечатления тихо шелестят из-за кадра. В кадре же — все, что мы так не любим на Родине, только очищенное от тошноты и возведенное в ранг бедной, но высокой эстетики: оператором картины был Михаил Кричман, ответственный за панорамы русского (и европейского) раздолья в фильмах Звягинцева. Стонут металлоконструкции, печально накрапывает октябрьский дождик, Эрос по-братски льнет к Танатосу.
При всей намеренной порнографичности сценария (в дороге герои заняты исключительно постельными мемуарами) «Овсянки» производят крайне непорочное впечатление.
Даже сцены рутинного группового секса поставлены тут предельно невинно и лирически, словно речь идет о безалкогольной свадьбе.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.