США , 2010 г.
15.10.2010 | Кино
Есть на что поглазетьЗанимательный экологический хоррор, да еще и документальный
Тростниковых жаб привезли в восточную Австралию в 1935 году. Предполагалось, что амфибии будут поедать жуков-вредителей (до этого они спасли умирающую сахарную индустрию Пуэрто-Рико). Этой маленькой популяции оказалось достаточно для того, чтобы за несколько десятков лет жабы оккупировали все австралийское побережье, прорвавшись сквозь мангровые заросли и форсировав реки. Принесли ли они пользу, неясно: фермер из фильма говорит о том, что жучки исчезли, другие источники утверждают, что эмигранты отказались селиться на плантациях. Но австралийская экосистема точно пострадала: непривычные к буфотонину (токсичное вещество, которое вырабатывают железы на голове жаб) местные хищники массово травятся новым кормом. Живой ковер из земноводных стал непременной частью ночного австралийского ландшафта, и у многих граждан это вызывает чисто эстетический протест.
История не самого страшного экологического недоразумения рассказывается в фильме вполне ироничным тоном, идеально подходящим под выбранную режиссером поэтику кунсткамеры.
Документалист Марк Льюис пользуется любым поводом, чтобы показать какую-нибудь экстраординарную жабу-гиганта, живую кучу из скользких гадов, несчастную отравившуюся болонку, подключенную к дыхательному аппарату и капельнице, или татуированного рационализатора, приспособившегося поставлять буфотонин и жабьи ножки китайцам. В общем, тут есть на что поглазеть. А нашим личным фаворитом стала собачка Тоби, показывающая пример творческого подхода к проблеме — умный песик ловит жаб и слизывает с них буфотонин, а после трипует, задрав ножки. Хозяйка, в общем, довольна.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.