Испания, 2009 г.
20.09.2010 | Кино
Право быть смешнымСмешное кино про добрых даунов от Антонио Нахарро
Очаровательный 34-летний мужичок Даниэль родился с синдромом Дауна, но благодаря внимательной маме-профессорше и прогрессивному социальному устройству Испании он наслаждается жизнью в той же мере, что и люди с 46 хромосомами. Даниэль окончил университет, знает языки, днем он ходит на службу — в бюро социальной помощи, вечером — в бары. Но есть еще одна невзятая высота: Даниэль тоже хочет заниматься сексом, причем с обычными женщинами. Одна такая — страшноватая снаружи и сломленная внутри детской травмой Лола — как раз сидит напротив него в офисе. Проблемы людей с ограниченными возможностями — тема для фильма настолько же привлекательная, насколько и опасная. За спиной каждого режиссера, идущего к карликам или сиамским близнецам, всегда маячит тень Тодда Браунинга, и самые добрые намерения в лучшем случае оборачиваются умилением «братьями нашими меньшими» (вроде «Маленьких пальчиков»).
«Я тоже» пытается вырваться из душных объятий снисходительной культурной благотворительности, с самого начала утверждая полное равенство между даунами и недаунами.
Но самое приятное тут то, что ни авторы истории, ни актеры не стесняются находить образ косоглазого коротышки с высунутым языком уморительным (разумеется, смеются в основном сами дауны). Это не просто освобождает зрителя от чувства вины за то, что он в каком-то смысле пришел в цирк смотреть на уродов, но и реабилитирует «особенных» — давая им отнятое политкорректностью право быть смешными. Что, согласитесь, почти так же важно, как возможность беспрепятственно проходить в бордель.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.