США , 2010 г.
15.09.2010 | Кино
В ответе за тех, кого обманулЕще один хоррор на актуальную уже сорок лет тему от разносторонне одаренного немца Дэниэла Штамма
Еще один хоррор на актуальную уже сорок лет тему от разносторонне одаренного немца Дэниэла Штамма.
Коттон Маркус — проходимец в льняной «тройке» и с Библией в руке, в юности он мечтал стать телепроповедником, а вместо этого научился «изгонять дьявола» из нервных детей. Убедившись за годы практики в том, что одержимым больше нужна помощь психиатра, чем священника, Маркус принимает решение завязать, а напоследок — предупредить всех глупых родителей. Он связывается с телевизионной съемочной группой, вытаскивает из кучи корреспонденции случайное письмо и едет в американскую глубинку устраивать последний сеанс экзорцизма с разоблачением.
Однако на этот раз черт оказывается настоящим.
Cнятый по проверенному рецепту «цифровая камера плюc репортажная искренность плюc расширенные в притворном ужасе глаза актеров» (вспомним «Ведьму из Блэр» или недавнюю «Паранормальную активность»), фильм разносторонне одаренного немца Дэниела Штамма (до приезда в Лос-Анджелес Штамм издавал детский журнал, путешествовал с бродячим театром и один снял документалку про Ника Кейва, также он — дипломированный гипнотизер) не очень-то пугает.
Это, скорее, не канонический хоррор (кино не очень-то страшное), а насмешливая вариация на сатанинскую тему с сильным креном в психодраму.
Главным героем тут кажется даже не одержимая и удивительно гуттаперчевая девочка в ночнушке и красных «мартенсах», а горе-экзорцист, в душе которого происходит конфликт между здравым смыслом (бежать и побыстрее) и внезапно проснувшейся ответственностью за тех, кого обманул. Его вечное возвращение на чертову ферму в какой-то момент уже становится комическим. Тут-то и открываются врата ада.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.