Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.11.2005 | Колонка

Православный контрпроект

В Даниловском монастыре прошла международная научно-богословская конференция на тему "Эсхатологическое учение Церкви"

Проходившая на прошлой неделе в Даниловском монастыре Международная научно-богословская конференция РПЦ на тему «Эсхатологическое учение Церкви» свидетельствовала как минимум о двух важных вещах. Во-первых, о том, что православная мысль набирает обороты и богословие в России постепенно перестает быть только строчкой в епархиальной отчетности, за которой в лучшем случае стоят исторические штудии типа «Церковь в Синодальный период». Это подтверждал и размах конференции: около семидесяти докладчиков, среди которых были духовные лица, представляющие Русскую зарубежную церковь, поместные церкви Сербии, Греции, Румынии, Константинопольский патриархат (не говоря о клириках РПЦ); богословы из лучших православных школ, включая парижский Свято-Сергиевский богословский институт и Свято-Владимирскую академию в Нью-Йорке, — и не только православных: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс представлял Католический университет Австралии; ученые из Германии, Италии, США и России. Да что там говорить, приехал сам Христос Яннарас, профессор Афинского университета и на сегодняшний день, наверное, самый известный православный философ и богослов в мире. На московскую конференцию, которую Синодальная богословская комиссия РПЦ с 2000 года проводит каждый ноябрь (исключением стал лишь прошлый год — помешал состоявшийся в октябре Архиерейский собор), его звали регулярно, но приехал он — впервые.

Львиная доля докладов затрагивала вопросы вероучительные или теоретические, однако эсхатология — та тема, которая традиционно волнует не только ученых церковных мужей, но весь церковный народ.

Эсхатологические настроения, ощущение «конца истории» и грядущих катастроф, возникали в обществе во все времена, особенно в моменты социальных и политических кризисов. Сегодня их усиливают глобализационные процессы, которые многими христианами воспринимаются как завершение человеческой истории, как царство хаоса, готовящее путь Антихристу.

Поэтому Церкви чрезвычайно важно выработать не только богословские, но и практические подходы к проблеме глобализации. И вот тут обнаружилась вторая важная вещь.

То ли богословская конференция настраивала на особую продуманность и корректность формулировок, то ли сдерживало присутствие зарубежных гостей, но ощущавшаяся все последнее время явная ставка священноначалия на конфронтационность по отношению к западному миру, на усиление внутри Церкви радикальных фундаменталистских тенденций подверглась основательному пересмотру. Возможно, по этой причине к участию в конференции были привлечены светские специалисты — социологи, философы, политологи, религиоведы — самых разных взглядов, включая умеренно либеральные. Над «политической» эсхатологией трудилась целая секция конференции, оказавшаяся и самой многолюдной, и самой оживленной.

Спектр мнений колебался между двумя полюсами. Полюс первый, обладавший наибольшей притягательностью: глобализация отражает объективные мировые интеграционные процессы. Современный человек живет в условиях массового общества, которое диктует свои законы, а создание общемирового рынка действительно требует централизованного управления. Поэтому глобализация в определенном смысле всего лишь техническое средство, которое как таковое может служить и добру, и злу. Христиане в этой ситуации должны выдвинуть свой проект, исходящий из учения Церкви. Направленный, по словам председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, на «бодрствующее ожидание Спасителя», а не на напряженное ожидание Антихриста. Тем более что всеядная толерантность, на которую настраивает человека массовое общество, грозит верующим людям вполне реальной опасностью: уже сейчас на общественном уровне их все чаще вынуждают признавать нормой жизни то, что противоречит их убеждениям. Взять хотя бы случай с итальянским политиком Рокко Буттильоне, которого не назначили на пост комиссара юстиции и внутренних дел Европейской комиссии по причине его отрицательного отношения к гомосексуализму. В пределе это может привести к запрету на профессию для христиан.

Полюс второй: глобализация — торжество библейского апокалиптического Вавилона, общества упадка и растления. Главная ее задача — дезинтеграция традиционных структур и интеграция на совершенно иных принципах, которые не являются для человека естественными (отсюда признание однополых браков и прочих безобразий). Цель — подчинить страны и народы транснациональной финансово-экономической элите мира, контролирующей земные богатства. Поэтому христиане, а вернее православные (с Европы и США спадает верхний слой христианства, и чем дальше, тем откровеннее они обнажают свое варварское нутро — свидетельством тому, кроме разнузданно «свободного» образа жизни, бомбежки Югославии и Ирака), должны перехватить инициативу и взять глобализационные процессы в свои руки. Следует создать подлинное политическое православие и начать христианизацию по сути варварского мира, поставив ядерные боеголовки на стражу своих интересов. «Чтобы никто не смел заткнуть рот нашему свидетельству», как сказал политический обозреватель радиостанции «Маяк» и председатель Консервативного совещания Егор Холмогоров, в чьих выступлениях вышеозначенная точка зрения выразилась наиболее полно (выступаю не только за себя, но и за Александра Дугина, объявил он после речи на круглом столе «Глобализация и эсхатология», поскольку Дугин сбежал, не выдержав, очевидно, общего, отнюдь не агрессивного, настроя участников конференции).

Председательствовавший на дискуссии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл решительно отмел идею боеголовок, сформулировав то, что на сегодняшний день можно считать официальной позицией РПЦ. Ответом христиан на вызов унификации и глобализма должен стать традиционный универсализм — «то есть общение в многообразии, свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции и свой образ жизни».

Нужно искать стыковочные узлы в межцивилизационных моделях, и такими узлами может быть нравственное начало, противопоставленное свободе без всякой ответственности. Заметим, владыка не стал на сей раз повторять высказанную им недавно мысль, что «Россия может стать прообразом нового мирового порядка». Более того, подчеркнул, что к обсуждению проблемы глобализации и выработке конечных решений нужно привлекать всех потенциальных союзников, причем не только христиан, но и представителей других традиционных религий, и это дает новый импульс к межрелигиозному сотрудничеству.

На конференции рассматривались и многие вполне бытовые проблемы, рождающие у верующих болезненные эсхатологические настроения. Вспоминали бесконечно тянущуюся эпопею с ИНН, страхи, связанные с правом пользоваться предметами и документами с нехристианской, скажем, языческой символикой. «Мировоззрение людей, разделяющих подобные взгляды, — заметил в связи с этим архиепископ Львовский и Галицкий Августин, — отличается мрачностью, замкнутостью… Налицо не столько богословская проблема, сколько проблема культурная (бескультурная) и психологическая». Необходимо влиять на качество умственной жизни общества, заключил архиепископ.

«Думаю, это очень своевременная конференция и в каком-то смысле боевая, — поделился с корреспондентом «Ежедневного журнала» секретарь Германской епархии Русской зарубежной церкви протоиерей Николай Артемов. — Если та работа, которая здесь проводится, не останется в кругу участников, а выйдет наружу, то она даст очень важный результат — большего укоренения в базисе в среде народа. Как говорится, до царя далеко, до Бога высоко — то есть связь между высшими церковными инстанциями и общим потоком мысли не всегда налажена. Такие конференции выполняют роль промежуточного звена, и это во благо».

Наверняка во благо, если, доехав до своих епархий, докладчики не растеряют всех тех мудрых и правильных мыслей, которыми они делились с участниками конференции. А то, например, архиепископ Августин, так проникновенно говоривший о «мистическом страхе необразованного человека перед техническими новшествами», на настойчивый вопрос дамы из Кишиневской епархии, которая слышала другие выступления владыки на ту же тему, как же все-таки он сам относится к ИНН, коротко ответствовал: «Я лично его не взял».



Источник: "Ежедневный Журнал", 21.11.2005,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»