07.07.2010 | Общество
Ветер северныйЮноши с умными лицами, не снимая солнцезащитных очков, несут ахинею по поводу брендирования русского Севера
В начале лета специализированные СМИ сообщили о высадке на Соловках «дизайнерского десанта». Полдюжины очень молодых взлохмаченных людей в очках и с макинтошами в руках прибыли на местность с важной миссией: разработать бренд Соловецких островов.
.
Недавно закончилась первая фаза проекта, в ходе которой участники, как говорится в официальных источниках, должны были провести время на островах, «вникая в местную культуру, историю, изучая потенциал территории». Теперь, говорится в тех же источниках, дизайнеры «отдыхают от проекта», но через какое-то время вернутся к работе, и к концу лета уже будут готовы передать своим заказчикам - соловецкой администрации, монастырю и музею-заповеднику - результаты трудов. В августе у островов должна появиться своя интерактивная карта, фирменный стиль, дизайн для сувенирной продукции, фотобанк, и т. д. Но главное, как говорит организатор проекта Данил Олсен, будет сформирован «свежий взгляд на территорию, свободный от стереотипов».
Интересно, от каких стереотипов хотят освободиться молодые люди, вникая, как говорилось, в соловецкую историю? И кстати, довольно давно: работа над брендированием Соловков началась около года назад. Тогда проектное бюро Олсена «Republico» при разработке фирменного стиля заповедника старалось отрешиться от главных символов региона: кремль, башни, купола, символы советской эпохи, памятники археологии - в качестве элементов логотипа сразу были отбракованы. В итоге был предложен невыразительный вариант с буковками, но теперь его, похоже, сменит стилизованная роза ветров. То есть, в конечном счете, была сделана ставка на природу.
Брендирование региона для местных властей - предмет давней и особой ответственности, хотя и осуществляемой несколько хаотично. Почти пять лет назад, когда на Соловках открывался бардовский слет (открывался он, к слову, молебном), организаторы объявили целью мероприятия «продвижение таких брендов, как Соловки, Русский север и Поморье», а также сохранение традиций бардов-шестидесятников. Подозреваю, что нынешний дизайнерский десант не намерен сохранять ни традиции шестидесятников, ни традиции бардовских молебнов. Чего же хочет заказчик, кажется, не ясно ему самому.
Ясно другое: разработка фирменного стиля Соловков - только часть большого проекта, который затевается правительством Архангельской области. Несколько дней назад региональные власти направили в администрацию президента РФ предложения о создании и реализации федеральной целевой программы развития Соловецкого архипелага. Ориентировочная стоимость проекта, рассчитанного на 5-6 лет, составляет 10 млрд руб. Еще раньше, в апреле, при обсуждении концепции социально-экономического развития Архангельской области на ближайшие 20 лет, власти признали туризм ключевой отраслью своей экономики. На этом заседании снова обсуждалась возможность создания отличительного и хорошо запоминающегося бренда Архангельской области «для эффективного позиционирования региона на рынке туристских услуг». Вариант «Край Северной сказки», зарегистрированный в 2009 году, был забракован, ему на смену предлагались более адекватные - в том числе прозвучало предложение назвать регион культурной столицей Европы.
Ситуация с нынешними «культурными столицами» Европы, - Турку или Руром, - действительно очень напоминает Соловецкую. На Соловках, расположенных в особо охраняемой природной и культурной зоне, нет возможности развивать промышленность, поэтому бюджет поселения на 75 процентов дотационный. Туризм, особенно культурный, а не паломнический, мог бы исправить ситуацию. Но судя по тому, что программа обсуждалась в московском Храме Христа Спасителя на заседании комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловков и имеет отношение к работе президентской группы по объектам религиозного назначения (той ее части, которая сотрудничает с представителями РПЦ), молебны, в том числе и бардовские, все-таки предполагаются. Тем более что и податель проекта губернатор Архангельской области Илья Михальчук, разграничивая светский и богомольческий туризм, говорит о сохранении Соловков именно в качестве «великой православной святыни».
Так что об июньской высадке дизайнеров на островах адекватней всего было бы говорить на языке голливудских мистических триллеров. Ситуация попадания самоуверенного простака в особое, отмеченное действием паранормальных сил место - хрестоматийная для кино такого рода. Тем более что традиция наивного путешествия на Соловки существует давно: начало ей положил Максим Горький в конце 1920-х. Тогда железный занавес был еще не совсем глухим, и СССР часто посещали европейские леваки вроде Бертольда Брехта или Андре Жида - чтобы своими глазами увидеть осуществившиеся идеалы свободы, равенства и братства. Уезжали они, как правило, в состоянии легкого шока, разочарованные в идеях революции. В зарубежной прессе появлялись статьи о темной стороне Советского государства, в том числе о Соловках. Чтобы успокоить международное сообщество (и правильно позиционировать СССР в глазах европейцев) на острова и был отправлен Горький.
Он осмотрел хорошо отлаженное (с монастырских времен) хозяйство лагеря, отметился в книге отзывов восторженными словами в адрес чекистов, этих «зорких и неутомимых стражей революции, которые умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры», и во все время своей соловецкой поездки не уставал восхищаться местной природой.
Дизайнеры из проекта «Do It Together», судя по отчетным видео и текстам на сайте, тоже не отличаются особой проницательностью и искренне намерены ассоциировать Соловки с «набором понятных и приятных сердцу образов». Признавая при этом, что, увы, не слишком хорошо знакомы с «этим местом», они прислушиваются к своим «мистическим ожиданиям».
Ну что же, мы знаем, чем обыкновенно заканчиваются в фильмах эти мистические ожидания. Сейчас у нас есть прекрасная и абсолютно самодостаточная завязка для соответствующей истории: псевдодокументальные ролики, где юноши с умными лицами, не снимая солнцезащитных очков, несут ахинею по поводу брендирования русского Севера. Дальше, по логике жанра, им должен встретиться полунормальный отшельник и посоветовать убираться из этого места. Но ребята ведь не послушаются и получат по полной - и духовидение, и сочащиеся кровью стены, и блуждания по неолитическим лабиринтам в обществе леших и мертвых вертухаев.
Совсем недавно эта пионерско-оккультная фактура и атмосфера пронизывающей жути была прекрасно отработана в книге Анны Старобинец «Первый Отряд. Истина». Было бы здорово, если бы и сценарий фильма про Соловки написала именно она.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»