Норвегия , 2010 г.
25.06.2010 | Кино
Скандинавская неторопливостьС кем жить: с женщиной до или после климакса? Как жить: по воровскому закону или как хочется?
Отсидев десятку за убийство любовника жены, угрюмый шведский мужчина Ульрик (Стеллан Скарсгард) выходит в cерую зимнюю слякоть.
На воле Ульрика поджидает полный набор штампов сканднавского кино: престарелые и пообтрепавшиеся друзья-гангстеры, уютный гараж с койко-местом и антикварным телевизором, а еще — пожившие, но не утратившие гордости невозмутимые дамы: квартирная хозяйка с квадратным лицом (постарше) и носатая кассирша станции техобслуживания (помоложе).
Практически сразу становится понятно: нравственные дилеммы, стоящие перед героем, сведутся к выбору между старым и не очень старым.
С кем жить: с женщиной до или после климакса? Как жить: по воровскому закону или как хочется?
Путь героя к личному счастью и достойному месту в обществе будет долгим и неторопливым, как столкновение двух самолетов в небе над Хельсинки, а главной находкой режиссера окажется по-мужски лаконичное решение сексуальных сцен, больше похожих на осознанную необходимость, чем на забег в ширину.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.