Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.06.2010 | Анимация

«Твой дар теперь часть меня»

Анимафест ставит на сложное и экспериментальное кино

Знак загребского Анимафеста -- человечек в котелке, а еще буква Z -- Загреб. Вокруг шляп, магриттовских человечков и насмешливых игр со знаком Зорро тут и крутятся все фестивальные ролики. Среди призывов и слоганов есть даже подростковый клич: «Анимафест -- рулеZ!», но публика, набивающая зал центрального кинотеатра «Европа» на конкурсных показах, вовсе не подростковая.

Собственно, публика, отражающая амбиции фестиваля, более всего показывает, чем загребский смотр отличается от своего ближайшего и главного конкурента, бурно растущего анимационного феста в Аннеси.

Режиссеры, снимающие смешное, легкое, понятное кино, говорят, что публика Аннеси -- лучшая в мире. И действительно гигантский зал, полный молодежи, легко откликающийся на каждый трюк, устраивающий любимцам бурные овации с воем, восторженным свистом и запуском бумажных самолетиков, сделает счастливым любого аниматора, чья обычная жизнь -- многомесячное одинокое сидение с карандашом и компьютером. Но режиссеры, снимающие сложное, многослойное кино, требующее погружения, образования и зрительского опыта, не любят ездить в Аннеси, где зрители с их картин уходят толпами и освистывают то, что потом считается безусловной классикой экспериментального кино (так, говорят, освистали легендарных братьев Квей). Зато в Загребе такое кино понимают и ценят высоко. Собственно, различие фестивалей и начинается на этапе конкурсного отбора: Загреб, переживающий сейчас не лучшие времена, сохраняет «собственную гордость» и взгляд: вершину его основной программы составляют фильмы, часто вообще оставленные за бортом Аннеси. Зато любимцы французского фестиваля имеют шансы попасть лишь в информационную «Панораму» хорватского смотра.

Ну и публика Загреба под стать любимому фестивалю: смотрит внимательно, не уходит, подросткового визга не устраивает, но аплодирует самому сложному кино.

Нынешний Анимафест еще не дошел до пика, в главном вечернем конкурсе показали всего две программы из пяти, но общую направленность и дух фестиваля уже смог почувствовать каждый. Это особенно видно и по тому, что конкурс короткометражек тут устраивают только раз в два года, и, значит, в соревновании участвуют и те фильмы, что были год назад в Аннеси. В ином, более для них адекватном контексте, сложные картины и смотрятся совершенно иначе. Вот, например, фильм знаменитого немецкого израильтянина Гила Алкабеца «Таймкод да Винчи» (очевидно, издевательски отсылающий к «Коду да Винчи»). В прошлом году он в конкурс Аннеси не попал, а теперь ясно, что «Таймкод» нужно показывать студентам художественных вузов -- так много он открывает в великой картине. В этом фильме нет ничего нарисованного Алкабецом, но он так стремительно монтирует крошечные фрагменты «Тайной вечери», озвучивая это не только музыкой, но и глухим ропотом голосов, топотом, звуками шумной подвижной толпы, что становится очевидно, что картина да Винчи полна движения. Она превращается в говорливое застолье, где люди болтают, передают друг другу еду, шевелят ногами под столом, и только одна фигура в центре остается спокойной. А потом: «ш-ш-ш» -- палец к губам, и все замерли и затихли.

В прошлогодний конкурс Аннеси не попал «Позвоночник» знаменитого канадца, оскаровского лауреата Криса Ландрета, где он снова в технологии трехмерной компьютерной анимации рисует фантастических людей, чье душевное искривление выражено в галлюцинаторно трансформированных телах. Речь тут о странной паре, где муж, лишенный позвоночника, похож на тряпку, а жена раздута, как гигантский шар. Все дело в том, что доминировавшая жена лишила мужа воли, но лишь она уходит, он распрямляется, и сверкающий, как радуга, позвоночник вырастает у него за спиной.

В первых двух программах нынешнего Анимафеста показали и несколько свежих картин весьма известных режиссеров. Молодой швед Юнас Оделл, уже прославившийся несколькими картинами в жанре документальной анимации (за фильм «Никогда, как в первый раз» четыре года назад он получил «Золотого медведя» в Берлине), продолжает свои опыты. Теперь Оделл снял фильм Tussilago, основанный на интервью с женщиной, арестованной в Швеции 23 года назад как террористка. Она рассказывает историю своей любви к молодому немецкому террористу, руководившему группой, готовящей похищение политической деятельницы. Но в картине показана беспечная и безответственная жизнь бездомного и хипповствующего раздолбая-анархиста, для которого терроризм -лишь развлечение.

Еще один очень занятный фильм -- «Семейный портрет» молодого англичанина Йозефа Пиеса, недавно названного в числе «интернациональных звезд экрана завтрашнего дня». На съемке в фотоателье под внимательным взглядом фотографа внутрисемейные проблемы пары с двумя детьми -- ревность, подозрения, раздражение и др. -- вылезают наружу. Гротескная графика Пиеса впечатляюще демонстрирует, как обыкновенные лица героев уродуются, постепенно превращая их в монстров.

Одна из главных звезд немецкой артхаусной анимации Андреас Хикаде показал фильм «Любовь и кража» и предпослал ему цитату из Боба Дилана: «Я храню твой дар, и теперь он часть меня». Этим даром, в сущности, оказывается вся история анимации, а фильм всегда крайне жесткого Хикаде превращается в объяснение в любви к ней. Его картина -- это превращения образов старой анимации от Бетти Буп и Микки-Мауса, исполненное невероятно эффектно и декоративно. На цветном фоне возникает лицо одного из героев -- распухая или перекручиваясь, оно стремительно превращается в другое, затем в третье: оказывается, одно хранится в другом. А в конце, постепенно трансформируясь, классические герои превращаются в очень узнаваемых героев фильмов самого Хикаде. Действительно «твой дар теперь часть меня».

Ну и напоследок скажу о картине легенды эстонской анимации Прийта Пярна, которую он снял вместе с женой Ольгой, -- «Водолазы под дождем». Этот фильм, который начал путешествие по фестивалям совсем недавно и уже имеет убедительные призы, показывает нам совсем нового Пярна -- тихого и лирического, хоть его дар абсурдиста никуда не делся. В этой ленте о паре, где муж работает водолазом, а жена -- ночным дантистом, что позволяет им встречаться только на минуту утром и на минуту вечером, когда один уже вернулся, а другой должен уходить, -- много смешного, нелепого, много медитативного и таинственного (например, картины бессонницы героини). Но прежде всего в памяти застревает их встреча, когда любящие смотрят друг на друга неотрывно, и жена бросает кусок сахара мимо чашки, тот шипит и растворяется в крышке стола, а потом она вот так же, не глядя, мешает «чай» ложечкой, которая тоже погружается в стол.

Разумеется, в конкурсе Загреба немало картин, которые прямо отсюда поедут на конкурс в Аннеси, а с ними переместится туда и часть режиссеров. Любопытно будет посмотреть, как примут в «анимационном Канне» этого года те экспериментальные работы, которыми так гордится Загреб. Например «Дневник Липсетта» --- новый фильм канадского болгарина, известного поклонника авангарда начала века (в том числе русского) Теодора Ушева. Это картина о канадском киноэкспериментаторе, впавшем в депрессию, а затем сошедшем с ума и погибшем, наверное, многое скажет о судьбе экспериментального искусства, которому сегодня не легче, чем было прежде.



Источник: Время новостей, N°96, 4 июня 2010,








Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.