Италия, Франция 2009 г.
23.04.2010 | Кино
Режиссёрская скромность«Мечта по-итальянски» описывает нормальную жизнь нормального шестидесятника
В 1968 году будущая звезда итальянского телевидения был простым парнем из провинции, которого по большому блату устроили в казармы римских карабинеров.
Маршировка и стрельбы не очень нравились юному Микеле, читавшему Брехта и левацкие газеты. Вскоре умника отрядили шпионить за взбунтовавшимися студентами. Там агент влюбился в близорукую красавицу с физфака, и началось: ссора на политической почве, увольнение, театральная студия, демонстрации — в общем, «Мечта по-итальянски» описывает нормальную жизнь нормального шестидесятника. И как раз ее убийственная нормальность, которую легко принять за банальность, составляет главную особенность фильма Плачидо (хоть это и звучит как парадокс).
Подозревать, что это результат режиссерской скромности, а не серости, начинаешь после первых столкновений демонстрантов с полицией.
Сцены насилия сняты тут в холодной, отстраненной манере, без малейшего желания сообщить зрителю драйв или ненависть.
Кажется, Плачидо вполне понимает, что его юношеский опыт не нов и не оригинален. «В полиции многие тоже мечтают о переменах и хотят организовать профсоюз» — эта фраза взобравшегося на трибуну героя вполне может звучать прямо сейчас из ролика на YouTube.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.