Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.03.2010 | Кино

Почти революционный манифест

Начинаясь вызывающе любительским штампом, «Потрошители», тем не менее, оказываются крепко сшитым юмористическим боевиком

Реми (Джуд Лоу), молодой и целеустремленный судебный исполнитель будущего, легко и с песней изымает добро у злостных неплательщиков.

Милая кровавая деталь: имущество это — протезы внутренних органов, соответственно, торжество закона сопряжено с выпусканием кишок, криками должников и их родственников, судорогами, трупами. В общем, есть в этой работе что-то такое, неэтичное, что ли. Видя угрюмое недовольство жены, Реми подумывает о переводе в отдел продаж, но тут его бьет током неисправный дефибриллятор. Очнувшись, парень обнаруживает себя на крючке. Из груди торчат трубки кардионасоса, а добрые коллеги суют на подпись договор о покупке искусственного сердца — в рассрочку, под 20 процентов годовых.

Но главная проблема в том, что от расстройства и полученной контузии Реми, словно юный Алекс из «Заводного апельсина», теряет трудоспособность: теперь его сильно тошнит от вида людского горя. А счетчик тикает, тикает…

Начинаясь вызывающе любительским штампом, со сцены творческого беспорядка в квартире главного героя (если что — это настолько же пошлый сценарный ход, как фраза «Не секрет, что…» в начале газетной заметки) «Потрошители», тем не менее, оказываются крепко сшитым юмористическим боевиком, причем достаточно диким, чтобы стать культовой картиной. Режиссер Сапочник, фактически дебютант, придуривается изо всех сил, но живой интеллект утаить трудно — и очень скоро пульсирующий на экране киберпанк-угар складывается в автопортрет человека, с одинаковой теплотой любящего и «Робокопа», и Тарковского, и Пак Чен Вука. Кульминационное противостояние хорошего и плохих почти буквально копирует знаменитую сцену с молотком из «Олдбоя» — с той лишь разницей, что у Сапочника есть деньги и на разный другой слесарный инструмент, но, видимо, не хватает навыка ни снять все одним планом, как в оригинале, ни нарезать бойню из сотни разных планов (что хотел, но не смог сделать Пак Чен Вук). Это обидно, но не катастрофично: в конце концов, в «Потрошителях» много другого добра.

К примеру, незабываемая сцена пенетрации, когда Джуд Лоу, слившись в поцелуе с Элис Брага, засовывает руку во вскрытую брюшную полость девушки, считывая там штрихкоды ее имплантатов (сканирование протеза репродуктивной системы нам, впрочем, не показывают).

Но прелесть «Потрошителей» — не только в их мясницком драйве, несколько неожиданном даже для продукции Universal , но и в житейской морали, враждебной ростовщичеству как на личном, так и на макроэкономическом уровне. Вновь актуальное недоверие банкам и страх перед процентами — эмоции, безусловно, близкие тому, кто хоть раз столкнулся с коллекторским бизнесом, особенно российского разлива.

А вообще, конечно, занятно, как, перенесясь в «недалекое будущее», дневник наблюдений за всем известными порядками немедленно превращается в почти революционный манифест.



Источник: Time Out, 24 марта 2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.