Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.03.2010 | Колонка / Общество

Полная деградация

Совершенно непонятно, чего Россия хочет от государств НАТО

Специалисты по теории эволюции утверждают: орган, которым не пользуются, атрофируется и превращается в рудимент. Так от хвоста у современного человека остался один копчик. Нечто подобное наблюдается у российской внешней политики. Как только она утратила рациональные цели, стала ориентироваться на представления лейтенантов КГБ 80-х годов (эти представления формировались на основе глубокого изучения романов Семенова и Пикуля), то стала деградировать с фантастической скоростью. Это становится особенно очевидно, когда от творцов отечественной внешней политики требуется внятный ответ на какой-то вызов.

Не так давно группа видных немецких экспертов, в том числе бывший министр иностранных дел Фолькер Рюе и Клаус Науманн, занимавший должность генерального инспектора бундесвера, высшую военную должность в ФРГ, выступили с открытым письмом, в котором призвали к скорейшей интеграции России в НАТО.

Кроме того, ходят упорные слухи, что так называемая «группа мудрецов» под руководством Мадлен Олбрайт, которая должна в апреле представить генсеку НАТО проект новой стратегической концепции альянса, предложит установить особые отношения с Россией.

Ответ Москвы последовал из Брюсселя. Тамошний корреспондент ИТАР-ТАСС со ссылкой на неназванный дипломатический источник сообщил, что Россия передала свои предложения НАТО о том, как «разморозить» ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Напомню, что ДОВСЕ был подписан в 1990 году, и он устанавливал пределы вооружений для НАТО и Варшавского договора. Правда, через несколько месяцев Варшавский договор развалился. Поэтому в 1999 году был подписан адаптированный ДОВСЕ, который вводил предельные уровни количества танков, самолетов, вертолетов и бронемашин уже не для военных блоков, а для отдельных стран. При этом Москва обязалась вывести из Грузии и Молдавии свои военные базы. Страны НАТО отказались ратифицировать адаптированный ДОВСЕ до тех пор, пока Москва не выполнит обязательства. В ответ Владимир Путин в 2007 году объявил, что Россия приостанавливает свое участие в ДОВСЕ. И если бы Москва действительно предложила реальный выход из весьма запутанной ситуации вокруг договора, это был бы важный знак того, что Россия всерьез подумывает об интеграции с НАТО.

Но инициативы Москвы демонстрируют что угодно, только не серьезность.

Это относится не только к содержанию, но даже форме выдвижения предложений. Дипломатический источник не пожелал оставаться неназванным. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин поспешил разделить авторство документа с премьером. «Идея составить подобный документ родилась у меня в декабре в ходе встречи Расмуссена с премьером Путиным в Москве. Премьер прочитал договор от корки до корки и со ссылками на номера конкретных страниц доказывал генсеку НАТО, что Россия все свои обязательства по договору выполняет — в отличие от НАТО, — расхвастался он «Коммерсанту».— Плодотворной дискуссии тогда не получилось. Именно поэтому у меня возникла мысль передать НАТО краткий документ объемом не более пяти страниц с нашими идеями о том, как разморозить ДОВСЕ».

В итоге получатели бумаги должны остаться в недоумении – что же им передали. То ли официальные предложения России, то ли изготовленный услужливым чиновником конспект заявлений премьера, в сферу деятельности которого внешняя политика официально не входит.

С содержанием еще хуже. Российские предложения противоречат одно другому. Во-первых, Россия требует отменить «фланговые ограничения» для территории РФ. Во-вторых, она настаивает на скорейшей ратификации адаптированного документа всеми 30 странами, подписавшими его. В-третьих, добивается присоединения к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии. Кроме того, Россия настаивает на понижении уровня численности вооружений стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока за счет поглощения стран бывшего Варшавского договора. Наконец, «сразу после того, как адаптированный ДОВСЕ будет ратифицирован и вступит в действие, должна начаться работа по его модернизации в духе идей Дмитрия Медведева по договору об общеевропейской безопасности».

С одной стороны, Москва настаивает на скорейшей ратификации адаптированного договора ДОВСЕ. Но, с другой, требует изменения этого договора. Так адаптированный договор содержит фланговые ограничения. Поэтому совершенно непонятно, чего Россия хочет от государств НАТО – быстрейшей ратификации или новых переговоров. Странным выглядит требование о понижении численности вооруженных сил НАТО. Оставим в стороне тот очевидный факт, что натовское «превосходство» образовалось за счет огромного количества устаревшей техники советского производства, для утилизации которой просто нет денег. Дело в том, что весь смысл адаптированного ДОВСЕ в подходе к обеспечению безопасности с внеблоковых позиций. А теперь получается, что Россия намерена в одиночку изображать из себя Варшавский договор. А кроме того, вне зависимости от того, какие номера страниц называл Владимир Путин, российские войска остаются в Молдавии.

Кроме того, Москва создала военные базы в Южной Осетии и Абхазии. То есть на территориях, которые все государства за исключением России и Науру, считают грузинскими.

Таким образом, вместо разумной реакции на изменения в международной ситуации, российские представители предпочитают валять ваньку. Вероятно, в этом деле они достигнут немалых вершин. Но к дипломатии это не имеет никакого отношения. Дипломатия решительно деградирует.



Источник: "Ежедневный журнал", 15.03.2010,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»