Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.03.2010 | Кино

Про оскаровскую предсказуемость

Почему победа «Повелителя бури» над «Аватаром» не стала неожиданностью

«Оскаровская» церемония, длившаяся 8 марта до 8 утра по московскому времени, не принесла тем, кто хоть чуть-чуть интересуется кино, серьезных неожиданностей. Камерная драма Кэтрин Бигелоу о человеке на войне и быте американских саперов в Багдаде, которую у нас назвали «Повелитель бури», по всем статьям побила «Аватар» Джеймса Кэмерона. У «Повелителя бури» — шесть статуэток (две главные за лучший фильм года и лучшую режиссуру, а также за оригинальный сценарий, звук, монтаж звука и просто монтаж), у «Аватара» — всего три, не самых престижных: за работу оператора, художника и, само собой, визуальные спецэффекты.

До последнего момента верилось, что интрига все-таки возникнет. Мы предполагали в этом блоге в комментарии к «оскаровским» номинациям, что голливудские академики, поставленные всей логикой «предоскаровской» борьбы перед необходимостью выбирать между двумя фильмами-крайностями (малобюджетным, почти арт-хаусным и крупномасштабным кассовым рекордсменом), могут в последний момент предпочесть им какую-то третью картину. Например, «Бесславных ублюдков». Но все пошло по-накатанному. И хотя успех Бигелоу, несмотря на симпатии к «Аватару», искренне радует (может, наши кинотеатры уделят теперь «Повелителю бури» хоть какое-то внимание?), сама по себе «оскаровская» предсказуемость начинает удручать.

Даже непонятно, почему лондонские букмекерские конторы не прекратят из года в год принимать ставки на обладателей главных статуэток. Чего гадать-то?

Статуэтки, за редкими исключениями, достаются тем, кто выиграл главный предварительный этап «оскаровской» гонки. Этот этап, вопреки массовому заблуждению, отнюдь не «Золотой глобус». Два основных «Глобуса» взял в этом году «Аватар». И что? Ничего. Этот этап — призы профессиональных голливудских гильдий. Победу Бигелоу предопределило то, что ее фильм получил награды гильдий режиссеров и продюсеров. Все четыре актерских «Оскара» достались тем самым четверым, кого наметила на роль триумфаторов гильдия актеров, которая еще в январе расставила всех по местам: лучший актер года — Джефф Бриджес («Безумное сердце»). Лучшая актриса — Сандра Буллок («Невидимая сторона»). Лучший актер второго плана — Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки»). Лучшая актриса второго плана — Мо’Ник (Precious, что у нас зачем-то переводят как «Тужься»). Система работает и в случае с так называемыми техническими статуэтками.

Почему «Оскар» за монтаж у «Повелителя бури»? Потому что этот фильм уже был отмечен гильдией монтажеров, почему же еще.

Самое же печальное, что о пред-«оскаровских» призах голливудских гильдий сообщают все мировые информагентства. Пишут теперь и наши СМИ. То есть всем все известно.

Неожиданных результатов на сей раз… пожалуй, всего два. «Оскар» за сценарий на основе опубликованного произведения должен был получить фильм «Мне бы в небо» — потому что взял соответствующую награду гильдии сценаристов, а получил Precious. А «Оскар» за лучшую неанглоязычную картину отдали не «Белой ленте» или «Пророку», как ожидали многие, а мало кому известной аргентинской картине «Тайна в их глазах» — El secreto de sus ojos. Но «Оскар» за лучшую инокартину наименее интересен голливудским академикам, поэтому с ним вечно что-то не так. А фильм, вероятно, стоящий. Судя по описаниям, это смесь романтической драмы с триллером. У него впечатляющий рейтинг на главном киноманском сайте www.imdb.com.

Известно, что в последние годы, оставаясь высоко востребованной, «оскаровская» церемония понемногу теряет телеаудиторию.

Похоже, не только автор этих строк, но и менеджеры киноакадемии пришли к выводу, что причина — в упомянутом отсутствии интриги. Чтобы повысить рейтинг, устроители церемонии решили увеличить число фильмов, которые сражаются за звание главного, с пяти до десяти. Вокруг этого строилась вся реклама церемонии, в том числе на нашем ТВ. Сработал ход? Едва ли. На второй по значимости приз за режиссуру по-прежнему претендуют только пять фильмов. И сразу возникло подозрение, что к тем дополнительным пяти, которые академики не сочли достойными на режиссерскую номинацию, как к серьезным конкурентам относиться не стоит. Что это фильмы-статисты. Так и вышло. Три из этих дополнительных пяти вообще не получили статуэток, даже второстепенных, хотя все фильмы более чем достойные: «Воспитание чувств», «Серьезный человек» и «Район №9».

Зато из-за пяти дополнительных фильмов сама церемония стала тяжеловеснее. Чтобы не удлинять ее, организаторы вынужденно лишили ее многих элементов шоу — и это тоже едва ли плюс для рейтинга. В этот раз — впервые на моей памяти — со сцены не звучали номинированные песни. Их просто бегло представили.

Похоже, у голливудской академии нет иного выхода, кроме как договориться с гильдиями о компромиссе. Пусть, например, определяют не одного главного лауреата, а нескольких равноправных. Вот тогда мы опять начнем гадать и делать ставки. И следить за церемонией с подлинным азартом.



Источник: Forbes Russia, 8 марта 2010 г.,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.