Театр.doc
20.02.2010 | Театр
Для вас, женщины«Я боюсь любви» Елены Исаевой в Театре.doc
Одну из лучших отечественных документальных пьес -- «Доктор» -- написала Елена Исаева. Это был удивительный по остроте соединения драматизма и жизненной силы монолог российского провинциального врача. Пьеса эта была написана в технике вербатим, то есть выросла из записи разговора с реальным героем, чья речь потом была препарирована, перекомпонована, но не разрушена драматургом.
Про новую пьесу Исаевой «Я боюсь любви», премьеру которой недавно сыграли в Театре.doc, тоже говорят, что она документальная, что написана на основе конкретных разговоров с подругами с использованием вербатима. Но тут все эти объяснения явно лишние: говорила Исаева с одной подругой или с другой, прислушивалась к девичьему щебету в кафе, дамской болтовне в редакции или парикмахерской, а может быть, и вовсе все сочинила сама -- несущественно. Этот текст в спектакле звучит как гул женских голосов, где на первый план выходит не индивидуальное, а общее. Диалогизированное коллективное бессознательное, где умозаключение, что «все мужики одинаковы», не последнее. Но и не единственное.
На крошечной и совершенно пустой сцене Театра.doc пьесой Елены Исаевой дебютировал кинорежиссер Григорий Катаев. В его спектакле есть героиня (спокойная и милая Ольга Гулевич) и есть герой (Сергей Шенталинский), с которым она на наших глазах проснулась в одной постели и решила, что желание увидеть утром возлюбленную неприбранной и даже выпить вместе кофе -- это переход к серьезным отношениям. Всех прочих многочисленных персонажей играют, ежеминутно сменяя роли, еще три женщины и два мужчины. Близкая подруга героини и дальние приятельницы, попутчицы, коллеги, начальница, чья-то сестра, чья-то любовница, соседка, актриса и прочие, и прочие -- все женщины говорят только об одном. О любви. Героиня -- журналистка, у нее есть маленькая дочь и есть разнообразный, не слишком обнадеживающий опыт взаимоотношений с мужчинами, поэтому теперь она говорит, что боится любви и не может решиться на новую серьезную, а не эпизодическую связь. О том же говорят многие другие женщины, но видно, что они не столько боятся любви, сколько мечтают о ней, хотя все то, что предлагает им жизнь, имеет какой-то проходной, необязательный и ненадежный вид.
В пьесе Исаевой рой мужчин, от которых так зависимы бедные женщины, выглядел почти не индивидуализированным, как неразличимый ряд сомнительных персонажей: все те же коллеги, попутчики, художники в галерее, прежние любовники, бывший муж, водитель и т.д. В спектакле -- частично по воле режиссера, а частично оттого, что здесь мы имеем шанс посмотреть в глаза мужчинам так же, как и женщинам, -- мы видим не туманный рой, а точно таких же людей. Мечтающих о любви и страшащихся ее, опасающихся зависимости и с трудом (видимо, тоже не от хорошей жизни) выбирающим между безлюбовным покоем и тряской, которую принесет новое чувство.
Обаяние этого короткого спектакля, - а он очень живо и легко смотрится - не в остро поставленных проблемах, новых мыслях или поворотах, а именно в узнавании. В летучих остроумных диалогах, кое-что из которых хочется цитировать, и в славных актерах, чьи короткие зарисовки полны наблюдательности, а точно схваченные буквально в нескольких чертах -- в интонации, пластике -- характеры мгновенно узнаются. Особенно прелестна и забавна в ролях каких-то бесконечных дурочек-актрисок, секретарш, соседок и т.д. совсем юная выпускница Щепкинского училища Ирина Вилкова.
Конечно, этот спектакль куда более комплиментарен по отношению к женщинам (тем более что играют их четыре красавицы), чем к мужчинам. Но на большее постановка по диалогам Елены Исаевой и рассчитывать не могла. Сама атмосфера этой пьесы -- ощущение, что все вокруг говорят только о любви и у людей вообще нет других тем для разговоров, -- очень характерна именно для восприятия влюбленного, для которого весь мир сконцентрировался на одной теме, и для женщины на перепутье чувств.
Если помните, когда-то выпускали виниловые пластинки в серии «Для вас, женщины», где были песни только про любовь. Некоторым образом в том же жанре выступает и спектакль «Я боюсь любви», а поход на него -- лучший подарок прекрасным дамам на прошедший Валентинов день или грядущее Восьмое марта.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.