Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.12.2009 | Кино

И все-таки она вертится

Премию «Лавровая ветвь» вручили в десятый раз

Что бы ни говорили поклонники, а документальное кино в России по-прежнему остается сферой маргинального. Фестиваль «Артдокфест» очень старался предложить московской публике самые разнообразные программы -- и старое, и новое, и западное, и отечественное, и лучшее телевизионное, и то, что по телевидению никогда не покажут, но событием значимым, модным или хотя бы столь же интересным зрителю, как анимационные смотры, ему пока стать не удается. Хотя на церемонии вручения премии «Лавровая ветвь», которая одновременно является и закрытием фестиваля, было сказано, что в двух кинотеатрах на всех просмотрах за восемь дней побывало 20 тыс. человек, то есть залы в среднем были заполнены наполовину.

Что сможет расшевелить аудиторию? Что заставит ее бежать на документальное кино в кинотеатры? Почему западные зрители и в кино ходят, и на фестивалях набиваются битком? Нет ответа на это и у президента фестиваля Виталия Манского, героически пытающегося привить отечественной почве формы обычного в Европе киносмотрения.

Но как бы то ни было, «Артдокфест», конкурс которого судило жюри из трех человек: Даниила Дондурея, социолога культуры и главного редактора «Искусства кино», легендарного театрального режиссера Анатолия Васильева, и журналиста Марианны Максимовской, подвел итоги. Столь разные люди оказались совершенно единодушны. Они без всяких споров и обсуждений выбрали три фильма. Гран-при получил фильм студента Высших режиссерских курсов Андрея Грязева «Саня и Воробей». Это дуэт двух маргиналов, работающих на щебеночном производстве. Старший приехал из среднерусской глубинки, надеялся подзаработать, приодеться, но застрял в строительном вагончике, где из удобств один электрочайник: зарплату не платят, обратно ехать не на что, бросить все жалко, и вот он плачет, но живет. Другой, молодой совсем парень из детдома, жизни не знает, всем доволен, прижился рядом с Саней и кормится крохами его своеобразной житейской мудрости.

Два других фильма, получивших равные по достоинству призы, -- это «Части тела» Марии Кравченко (очень интересный по замыслу, но, на мой взгляд, не дотянутый по исполнению фильм про инвалидов чеченской войны, играющих в футбол) и «Долгая дорога домой» питерского студента Александра Горелика, где показано, как в течение 16 минут сельские жители пытаются завести трактор, чтобы отправиться на нем по домам... Как обычно, сама по себе обыденная жизнь русской деревни столь вызывающе непонятна, что смотрится метафорой с неочевидным, но богатым набором внутренних смыслов.

Выбор жюри кажется и радикальным, и, возможно, спорным, были в конкурсе картины не менее значимые, но поскольку явных лидеров все же не оказалось, субъективность этого решения легко оправдать.

Что касается Национальной премии в области документального кино и телевидения, то здесь решения вынуждены быть весомыми и объективными. Тем приятнее, что в номинации "Дебют" большое жюри премии (37 человек, все профессионалы в документальном кино) выбрало того же «Саню и Воробья», сделав Андрея Грязева настоящим героем вечера. Впрочем, в «Лавре» есть еще одна свободная номинация -- арткино -- и в ней все решает один человек, Эдуард Сагалаев, который, как удав Као, для пущей убедительности к своим словам прибавляет 5 тыс. долл. На этот раз эти деньги он решил поделить поровну между двумя картинами -- «Революция, которой не было» Алены Полуниной и «Глубинка 35Х45» Евгения Соломина.

«Глубинка» -- вообще любимец документалистов в этом сезоне, этому фильму уже вручили приз на фестивале «Россия», а «Лавров» у него аж два -- еще и за лучший кинофильм (это уходящая номинация, на кинопленке снимают все меньше и меньше).

Надо отметить, что в тройках номинантов царила удивительная гармония. Выбор жюри был понятен, но и оставшиеся без приза фильмы были не хуже. Это тем более приятно, что хотя в целом сезон был не слишком интересным, но, несмотря на формат и жесткие телевизионные рамки, именно телефильмы оказались вполне достойными своих «Лавров».

Конечно же, без награды не остались ни «Подстрочник» Олега Дормана, ни «Метро» Елизаветы Листовой, и это куда более достойные лауреаты, чем «Великая тайна воды», например. В этом году подобных стыдных для сообщества кандидатов вовсе не было.

В полном метре из трех очень достойных фильмов лучшим признали «Слово» Сергея Мирошниченко. Не являясь большой поклонницей этого режиссера, не могу не отметить явные достоинства картины, посвященной последним дням жизни Александра Солженицына; возможно, во многом благодаря искренности и благородству Натальи Солженицыной в фильме ощущается редкое для отечественной документалистики сочетание полной открытости и доверия героев с абсолютным сохранением уважения к чужой частной жизни.

Это же относится и к чудесной картине Ирины Васильевой «Второй», где Григорий Померанц и его жена Зинаида Миркина рассказывают про свою семейную жизнь и любовь друг к другу. Этот фильм получил «Лавра» в коротком метре.

Ну и еще одна номинация -- сценарист в документальном кино -- в общем, оказалась тоже представлена вполне пристойно. Награду здесь получили Марина Дайновец и Дмитрий Минченок за фильм «Моцарт», их соперниками были Сергей Кушнерев («Жди меня») и Ирина Васильева («Второй»), но в общем-то сценарий -- самое слабое место современного документального кино (впрочем, игрового тоже).

В этом году большая часть наград отошла каналу «Россия», как это ни странно (а не каналу «Культура», например). Тем не менее радует, во-первых, что на главном национальном канале показывают и даже производят реально хорошее кино, а во-вторых, есть слабая надежда на то, что большой и качественный резонанс таких фильмов, как «Метро» и «Подстрочник», поддержит здоровые силы в стане телепроизводителей и направит творческую энергию в нужное стране русло.

Жаль, впрочем, что на церемонии практически не было первых лиц телевидения, присутствовали в основном «свои». Впрочем, в отсутствии официального истеблишмента есть и плюсы (минус же тут только один -- присутствие важных персон свидетельствует о внимании к отрасли). Зато без них не страшны накладки, лауреаты чувствуют себя свободней, и заинтересованности в результатах больше. Неизменно превосходной ведущей остается Ирина Петровская, которая в этот раз даже исполнила что-то вроде танца с бубном (помогая певице Елене Погребижской завести публику, никак не отзывающуюся на цыганские зазывы солистки).

Что же касается восьми дней фестиваля, то надо надеяться, свое дело они сделали, и на будущий год людей, желающих посмотреть, что же там такого снимают эти документалисты, будет больше. Хотя сегодня, как верно отметила программный директор «Артдокфеста» Виктория Белопольская, «центр смысловой и эстетической тяжести располагается не на территории российской документалистики», что очень жаль еще и потому, что смотреть в России хотят все-таки свое. Кстати, интересно, что фильмы, сделанные про Россию западными режиссерами, на мой взгляд, были и профессиональней, и интересней, чем нынешние отечественные, но ни один из них, вполне широко представленных в конкурсе «Артдокфеста», награжден или отмечен не был.



Источник: "Время новостей",14.12.2009 ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.