12.12.2009 | Новости
XVII Лотмановские чтенияС 17 по 19 декабря в РГГУ пройдут XVII Лотмановские чтения. Их тема «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...».
ПРОГРАММА
Секция 1
Механизмы цензуры и автоцензуры в культуре XVII – XX веков
17 декабря, четверг
Утреннее заседание 11:00 – 14:00
Зал заседаний Ученого совета (6 этаж)
Ведет С.Д. Серебряный
В.М. Живов. Принуждение дисциплинирования и принуждение просвещения: имперские игры XVIII в.
М.С. Неклюдова. «Недостойно истории»: границы возможного во французской историографии XVII в.
Д.Я. Калугин. Отчего в России так мало биографов по призванию?
В.С. Парсамов. Почему в России не принято было говорить о поражении под Аустерлицем?
Е.Э. Лямина. Что в скобках? Черты частной жизни великого князя Николая Павловича
И.С. Булкина. «Случай жизни»: из истории «Украинского вестника»
17 декабря, четверг
Дневное заседание 15:00 – 18:00
Зал заседаний Ученого совета (6 этаж)
Ведет А.Л. Зорин
Т.Д. Кузовкина. Что дозволил Грибоедов Булгарину, и почему об этом забыли исследователи
В.А. Мильчина. Судьба педагога
М.Б. Велижев. История и идеология в трудах Н.И. Надеждина конца 1836 г.: цензура и самоцензура
М.Л. Майофис. Поджигатель / развратник / сатирик? Логика одной административной репрессии (1838)
Б.А. Кац. О чем нельзя (было) петь, но можно (было) играть...
18 декабря, пятница
Утреннее заседание 11:00 – 14:00
Аудитория 228 (Профессорская)
Ведет А.К. Жолковский
А.В. Дубровский. Стратегия дозволенного и недозволенного в фальсификациях пушкинских текстов
Т.А. Китанина. «Под моим именем нельзя будет…»: еще раз о том, что и как защищал Пушкин в «Повестях Белкина»
А.А. Добрицын. Ноэли, попурри и «Гаврилиада»
Н.Н. Мазур. Пушкинское «Как широко, как глубоко...»: скабрезность или кощунство?
Л.В. Бессмертных. «Тѣнь Баркова» (1813) – первое известное сочинение Пушкина на русском языке: по двум неизвестным спискам 1816 и 1820 гг.
И.А.Пильщиков. «Лучше бы Пушкин не писал этой пахаби»: социальные табу и ценности в академических спорах вокруг «Тени Баркова»
18 декабря, пятница
Дневное заседание 15:00 – 18:00
Аудитория 228 (Профессорская)
Ведет Н.Г. Охотин
Г.А. Левинтон. Чего же все-таки нельзя (когда и где)?
Е.О. Ларионова. История публикации «Сказки о принце Любиме» Жуковского
А.Ю. Балакин. О стратегии и тактике Воейкова-полемиста
Т.Н. Степанищева. Поэт как термометр, или О градусе негодования Вяземского
А.С. Бодрова. Еще раз о цензурной истории «Сумерек» Боратынского
Р.Г. Лейбов. Случай карательной автоцензуры: сборник Тютчева 1868 г.
19 декабря, суббота
Утреннее заседание 11:00 – 14:00
Аудитория 228 (Профессорская)
Ведет Хенрик Баран
Н.А. Богомолов. Авторедактура, редактура или цензура? З.Н. Гиппиус и «Современные записки»
П.Е. Поберезкина. Литературные рекомендации Бюро украинской печати (1919)
И.Г. Венявкин. Вождь на сцене: цензурная история пьесы А.Афиногенова «Ложь»
Е.Ю. Михайлик. Когда и как закончилась гражданская война для М.А. Булгакова?
М.А. Котова. Вычеркнутый балда, винегрет «по-сельвински», или волшебные преображения Сашки Жарова: о купюрах в письмах Гайдара
М.О. Чудакова. «Вы же сами понимаете!» (формула перекладывания ответственности)
19 декабря, суббота
Дневное заседание 15:00 – 18:00
Аудитория 228 (Профессорская)
Ведет Б.А. Кац
Р.Д. Тименчик. Николай Гумилев как табу, тотем и шиболет
О.А. Лекманов. «Мы никогда и не предъявляли стопроцентных требований к фильмам, закупаемым за границей» (Николай Олейников – кинокритик)
Ф.Б. Успенский. Молоток Некрасова: гражданские стихи Мандельштама (1933)
А.К. Жолковский. Жизнетворчество, (само)цензура и культурные каноны в «Эпилоге» ахматовского «Реквиема» (1940–1963–1987)
Секция 2
Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре
17 декабря, четверг
Дневное заседание 15:00 – 18:00
Аудитория 228 (Профессорская)
Ведет Е.С. Новик
О.Б. Христофорова. О коллективности представлений и индивидуальности толкований
А.К. Байбурин. Еще раз о правилах нарушения правил: обращение с иконами
А.Л. Топорков. Списки ложных книг и древнерусские заговоры
А.Б. Мороз. Нарушение нормы как норма
Е.Е. Левкиевская. Былички о нарушении запретов на работу – регламентация нормативного поведения или способ его разрушения?
М.Д. Алексеевский. «Плач по жене»: женский фольклорный текст в мужском исполнении
18 декабря, пятница
Утреннее заседание 11:00 – 14:00
Аудитория 206 (6 корпус, 2 этаж)
Ведет С.Ю. Неклюдов
С.Ю. Неклюдов. «Дурной обычай»: правила и реальная практика в народной культуре
А.А. Соловьева. Порождающая функция нарушения запрета (демонологические традиции Китая и Монголии)
Е.Н. Дувакин. Шаманские правила: запреты и предписания вокруг сибирского шамана
М.М. Каспина. Столкновение закона и обычая в традиционной культуре евреев Восточной Европы: народный иудаизм
С.Н. Амосова, С.В. Николаева. Запреты, связанные с имянаречением, и «неприличные» имена в славяно-еврейском фольклоре
А.В. Козьмин. Табу в полинезийских поэтических текстах
18 декабря, пятница
Дневное заседание 15:00 – 18:00
Аудитория 206 (6 корпус, 2 этаж)
Ведет А.К. Байбурин
Е.С. Новик. Запреты и предписания в сказительской деятельности
Н.В. Петров. Сапер ошибается лишь однажды, а сказитель...: запреты на ошибку при исполнении текста
В.Е. Добровольская. «Летом сказки не рассказывать...»: запреты и предписания, связанные с исполнением традиционных фольклорных жанров
А.С. Архипова. Тот, кого нельзя называть: табу и субституты имени Сталина в «текстах власти» и в «разговорах шепотом»
М.В. Ахметова. Норма и ее нарушение в «профессиональном тексте» (рассказы об употреблении алкоголя машинистами паровозов)
М.Л. Лурье. Запрещенные песни в России: между пропагандой и фольклором
Заседания проходят по адресу: РГГУ, Москва, Чаянова, 15 (метро «Новослободская»),
Приглашаются все. Телефон для справок: (495) 250 66 68
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.