16.11.2009 | Образование / Религия
Начальство велело…...общество построилось
В конце июля на совещании с лидерами религиозных организаций президент Дмитрий Медведев решительно высказался в пользу идеи преподавать в школах основы религиозной культуры — и бюрократическая машина, как светская, так и церковная, завертелась с невиданной скоростью.
5 августа прошло заседание рабочей группы в Московском городском педагогическом университете. 7 августа председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий встретился с разработчиками нового государственного образовательного стандарта — с целью изложить им свои предложения, как лучше вписать новый предмет в эти самые стандарты. 13 августа состоялось заседание бюро Совета Министерства образования и науки по стандартам — все о том же.
Министерству образования было дано поручение опробовать идею в 18-ти регионах страны, запустив эксперимент весной 2010 года. На прошлой неделе правительство утвердило план преподавания в школах основ религии и светской этики.
Как и предполагалось, ребенок или его родители (право определяться самостоятельно дети получают в 14 лет) должны выбрать один из трех предметов: основы какой-то из распространенных в России религий — православие, ислам, буддизм или иудаизм, — историю религий или основы светской этики. Выбранный предмет становится для ученика обязательным. Преподавание охватит две четверти: последнюю четверть 4-го класса (2009-2010 учебный год) и первую четверть 5-го класса (2010-2011 учебный год). Занятия будут вести светские преподаватели, предмет будет строго культурологическим — то есть никаких ритуалов и никакой религиозной пропаганды. Все участвующие в эксперименте учителя до весны должны пройти курсы повышения квалификации.
К концу этого и в начале следующего календарного года должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителей, а также мультимедийные учебные пособия.
Отобраны и регионы: Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский и Ставропольский края, Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская области, а также в Еврейская автономная область.
В случае успеха эксперимента, который Министерство образования собирается регулярно мониторить, курс, начиная с 2012 года, может стать постоянным.
Итак, все многолетние споры о легитимности-нелегитимности в светской школе дисциплин, базирующихся на религиозном мировоззрении, да еще обязательных, отставлены: президент сказал свое слово — до рассуждений ли тут?
Неважно, что степень подготовки начинания практически нулевая — весной запускаемся, и точка. То пособия не могли согласовать в течение чуть ли не 10 лет — светским специалистам не нравилось то, что делала церковь (если брать православное направление), в патриархии решительно отвергали все, что делали светские специалисты. А теперь все должно быть готово за пару-тройку месяцев — то есть компромисс все-таки придется найти.
История с преподаванием в школах религиозных дисциплин — еще один пример слабости и подростковой безответственности нашего гражданского общества. Ведь общество вполне могло разрулить эту ситуацию самостоятельно, без вмешательства президента, если бы стороны пошли навстречу друг другу. Всего-то и нужно было Московской патриархии чуть-чуть умерить свои аппетиты (с чем она, как мы видим, благополучно справилась после вмешательства «высших» сил), а Министерству образования прислушаться к православной общественности и подключиться к разработке пособий (чем оно теперь, собственно, и занимается). Но если бы к соглашению пришли по доброй воле, то и регулировать процесс продолжало бы общество, а не бюрократия, которая теперь хотя и обещает проводить мониторинги и социологические исследования, но толку от этого немного: до сих пор большинство граждан, по данным всех социологических опросов, высказывалось за добровольное изучение религии в школе, во всех ее видах, — как мы видим, это пожелание эксперимент не учитывает. Отметка за «религию» должна войти в аттестат. Впрочем, не все области, подавшие заявки на участие в эксперименте, готовы к обязательным урокам. Новосибирская, например, намерена привлекать к новым урокам школьников только на условии добровольного согласия, на что в своей заявке прямо указывала.
Вообще же в отобранный министерством перечень участников эксперимента попали в основном «отстающие» по части преподавания религии (вокруг 1000 человек на регион, если верить собранным в прошлом году Министерством образования анкетам).
Разве что Чечня, которая занимает второе место по охваченности школьников религиозными и религиоведческими дисциплинами (93 тыс. человек), выпадает из этого ряда (лидирует Белгородская область — 141 тыс. школьников).
Министерство, конечно, преследует тут свои, и вполне разумные, цели: прощупать почву в национальных республиках — Калмыкии, Чувашии, многонациональных областях, скажем, Пензенской, где у мусульман уже бывали конфликты с местной епархией и органами образования, пытавшимися ввести в смешанных селах обязательные уроки ОПК.
В принципе новая система должна способствовать более безболезненному решению подобных проблем. Но если уже сейчас государство готово пренебречь главным пожеланием граждан, то как можно надеяться, что оно будет принимать в расчет их интересы в дальнейшем? Увы, общество в большой степени утратило возможность влиять на ситуацию — и винить ему в этом, кроме себя, некого.
И уже все так привыкли к Церкви молчащей… Но вот лед тронулся. И спайка церкви с государством дала трещину, да. Если только всех подписантов не повесят в ближайшие дни на Сенатской площади (вот уже самарских священников вызывают "на беседы"), того доверия уже не будет. Власти придется задуматься о новом «милом друге».
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука — фигура легендарная, известная во всем мире — в Греции, например, ему посвящено больше церквей, чем в России (около сорока). Подвижник, отсидевший 11 лет в сталинских тюрьмах и лагерях, но ни разу не согласившийся отказаться от сана. Его проповеди составили 12 томов. И ученый, ухитрявшийся писать свои труды, принимая в иные, самые напряженные периоды, до 100 больных в день.