Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.09.2009 | Театр

Была любовь, а теперь ремонт

Студенты сыграли роман Алексея Иванова

В театральном центре «На Страстном» открыли сезон неделей спектаклей актерско-режиссерского курса Олега Кудряшова из РАТИ. Поскольку в конце прошлого года главный приз большого студенческого фестиваля «Твой шанс» достался именно «кудряшам» -- их массивному, шестичасовому действу по «Униженным и оскорбленным», который теперь в награду будут играть на Страстном ежемесячно, то решили под это дело подверстать и другие постановки курса. Придумано умно, тем более что другие постановки «кудряшей», вроде танцевальных «Историй, подслушанных в чужом айподе» или певческого «Концерта ансамблевого пения» и смотрятся отлично, и демонстрируют такие синтетические умения учеников одного из лучших педагогов Москвы, какие у нас другие выпускники театральных вузов редко имеют. Отличная витрина для покупателей -- главных режиссеров, ищущих себе молодых актеров.

Завершили неделю показов премьерой -- спектаклем Екатерины Гранитовой «История мамонта» по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил». И не прогадали -- «Мамонт» получился настоящим хитом.

Все начинается с музыки, с расслабленного, с каким-то блюзовым оттенком мотивчика, который наигрывают студенты (ученики Кудряшова славятся умением играть на всевозможных инструментах), с песни Мамонова, которая сразу задала тон: «Я так люблю бумажные цветы./ Я так хочу, чтоб голая ходила ты, /Пьяная ходила ты...ты...ты...» -- хрипловато и насмешливо пел главный герой -- Виктор Сергеевич Служкин, тот самый учитель географии, который «глобус пропил». Впрочем, то, что именно он станет главным героем, в начале еще было неясно, а потом пошли уже какие-то школьные воспоминания о 80-х, день смерти Брежнева, старые школьные формы, траурная линейка, на которой учительнице вместо кассеты с траурным маршем подсунули «Феличиту» и далее по известному тексту Иванова.

Ностальгические школьные истории -- всегда идеальный материал для студенческих спектаклей, повод для милого дуракаваляния, возможность всем вместе захватить зал буйной молодой энергией, а каждому -- блеснуть фантазией, сыграв десяток крошечных ролей от старой училки до брутального двоечника, для которых можно насочинять себе забавную, узнаваемую пластику и манеру говорить. Тут так все и было -- легко, живо, смешно, точно. Вроде бы все расклады понятны: вот отличница, вот разбитная оторва, вот дурачок, вот наглый, потом перевоспитавшийся гопник, злобная мымра завуч и так далее, но получилось как-то незатерто, славно, с юмором. Да еще с воображением: попробуйте-ка из очень нехитрого подбора предметов, какой обычно бывает у дипломных спектаклей, сочинить не только сцены в школе, квартире и на пермской окраине, но большую историю с походом, разбушевавшейся Камой и крушением катамарана, со случайной стоянкой в опустевших лагерных бараках. Гранитовой хватило изобретательности и вкуса собрать спектакль так, чтобы благодатный для студентов материал не распоясался до состояния капустника.

Она сделала ставку не на беспроигрышный коллективный студенческий драйв (хотя его тут хватает), а на историю одинокого героя ивановского романа, на актера, который, три с лишним часа не сходя со сцены, превращает водоворот молодого веселья в нежный и печальный спектакль, не обещающий счастья.

Андрей Сиротин играет ироничного обалдуя-неудачника, выпускника биофака, от безденежья сделавшегося учителем, небритого любителя выпить, с тоскливым взглядом и бесконечными шуточками, человека мягкого и уступчивого, но тем не менее имеющего проблемы со всеми вокруг: с усталой и раздраженной женой, сволочным начальством, неуправляемыми девятиклассниками, бесцеремонными друзьями, агрессивной шпаной и прочим миром, не желающим его принимать таким, как есть. Вся тонкость, полутона, нюансы этого спектакля идут именно от того, как играет Сиротин, паясничающий, чтобы скрыть отчаяние и неловкость, когда женщины используют и отвергают его, а приятели и начальство -- унижают, временами впадающий в апатию и валяющийся с гитарой, распевая Налича и Мамонова, чьи «Темный Му», «Стану хорошим» и «У нас была любовь, а теперь ремонт», много объясняют про школьного географа Виктора Сергеевича Служкина. У этого спектакля верный тон и легкое дыхание во многом благодаря именно главному герою. Очень обаятельный, но все равно не любимый женщинами, нелепый и смешной, поэт и наблюдатель за жизнью, он вызывает в памяти многих важных персонажей русской драматургии ХХ века, от Чехова до Вампилова.

Прошлому курсу «кудряшей», прославившемуся отличными дипломными спектаклями, а потом «Шведской спичкой», новые выпускники Олега Кудряшова не проигрывают. Напротив, удачно их дополняют: в той команде не было таких героев, как рефлексирующий, нервный Андрей Сиротин или победоносный и насмешливый Евгений Матвеев, в «Истории мамонта» играющий удачливого Будкина, плейбоя и друга главного героя. Вот бы хороший сложился из этих двух ярких курсов театр. Впрочем, для того, чтобы говорить о театре, кроме нового сильного поколения актеров, которое за последние несколько лет уже определенно появилось, нужно и новое поколение режиссуры, которого пока не видно. Подождем, пока проявят себя ученики Кудряшова -- режиссеры или «женовачи», выпустившиеся в том же РАТИ год назад, а теперь готовящие целую серию постановок в Молодежном театре. Будем держать пальцы, чтобы у них все получилось, а пока можно сходить на «Историю мамонта» -- в следующий раз ее обещают сыграть «На Страстном» в середине октября.



Источник: "Время новостей", 6.09.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
18.01.2019
Театр

Живее всех живых

Спектакль Александра Янушкевича по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» начинается с того, что все оживает: шкура трофейного медведя оборачивается не прикроватным ковриком, а живым зеленым медведем и носится по сцене; разрубленная надвое лошадь спокойно разгуливает, поедая мусор и превращая его в книги.

Стенгазета
21.11.2018
Театр

Крохотные герои огромного мира

«Темная комната» компании Plexus Polaire – галлюцинация изможденной Валери Соланас, доживающей последние дни в одном из безымянных отелей. Авторы постановки, созданной по книге Сары Стридсберг «Факультет сновидений» – биографии Соланас, хотят понять, кто она – женщина, стрелявшая в Энди Уорхола, радикальная феминистка, написавшая «Манифест общества полного уничтожения мужчин».