В одной из последних статей, описывая извивы российской внешней политики, я, как мне кажется, нашел довольно удачное сравнение. Те, кого в Кремле считают своими вассалами, давно научились в обмен на реальные кредиты втюхивать московским начальникам сущую ерунду (как колонизаторы втюхивали туземцам стеклянные бусы). Главное, чтобы эти «бусы» выглядели бы как нечто антиамериканское. При этом Россия не собирается ограничиваться закупкой «бус» на постсоветском пространстве. Такие же «бусы» продаются и на других континентах. Тем более когда кремлевских стратегов охватывает нестерпимое желание нанести по Вашингтону «ответный удар».
На прошлой неделе во время визита американского вице-президента в Грузию Михаил Саакашвили попытался поставить вопрос о поставках противотанковых комплексов и систем ПВО. И хотя американцы вполне твердо заявили, что вопрос о поставках оружия не стоит вовсе, Москва посчитала нужным отреагировать.
Сначала замминистра иностранных дел Григорий Карасин пригрозил прекратить военное сотрудничество с любой страной, которая поставляет оружие Грузии. Намек был ясный – транзит в Афганистан, так нужный американцам, может завершиться, не начавшись.
Но этого показалось мало. В дело вступила тяжелая артиллерия – Игорь Иванович Сечин. Он отправился к лучшему путинскому другу – венесуэльскому президенту Уго Чавесу. Тот по причине падения цен на нефть снова проникся ненавистью к Америке, объявил о намерении противостоять грядущей агрессии и вознамерился закупить в России танков. А Москва радостно приняла в очередной раз эти «стеклянные бусы». Сечин подписал с Чавесом соглашение о «военно-техническом сотрудничестве», то бишь о продаже новых партий оружия. При этом Чавес вовсе не намерен за это оружие платить – денег, как отмечено выше, у него нет. Он рассчитывает получить у России кредит. СССР, помнится, роздал таких кредитов на многие миллиарды долларов. Правда, вернуть их не получилось.
Мало этого, российское оружие может оказаться не только в Венесуэле, но и в колумбийских джунглях. За пару дней до подписания российско-венесуэльского соглашения колумбийские военные атаковали лагерь повстанцев, где захватили несколько гранатометов шведского производства. Выяснилось, что это оружие было вполне легально продано вооруженным силам Венесуэлы. С Чавеса, понятное дело, как с гуся вода. Он все объясняет провокациями коварного ЦРУ.
При этом шведов никто не заподозрит в том, что они вооружали экстремистов, которые держат несколько сотен иностранных заложников. А вот если в следующий раз в джунглях обнаружат российское оружие, то Москве будет отмыться куда сложнее.
Впрочем, российские спецы по Real politik указывают, что Чавес готов отдать в концессию российским нефтедобывающим компаниям нефтяные месторождения, которые он только что отобрал у американцев. Однако многие эксперты указывают, что дальше обещаний Чавес не продвинется. Не зря же он дружит с Александром Григорьевичем Лукашенко, великим мастером по торговле «стеклянными бусами»…
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»