27.05.2009 | Наука
Заказ на телепатиюМноголетние попытки решить задачу, заведомо не имеющую решения, – не новость в истории науки
Военное ведомство США выделило 4 млн долларов на разработку методики, позволяющей на основании объективных данных реконструировать содержание сознания человека.
Создать такую технологию взялись ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне, университета Карнеги-Меллон и университета Мэриленда. Срок выполнения работы пока не оговаривается, но по словам одного из ее рукводителей Майкла Д'Змуры, на это уйдут годы. И даже в случае полного успеха эту технологию, по его мнению, вряд ли можно будет использовать для чтения мыслей человека, который этого не хочет. Так что новинка найдет применение скорее при общении с пациентами, лишившимися речи (из-за ранений или травм головы, инсультов и т. д.), чем на допросах пленных.
Пока что ученые заняты предварительными исследованиями:
добровольцев просят мысленно твердить то или иное слово, одновременно записывая их электроэнцефалограмму. Предполагается, что ее обработка позволит найти в электрической активности коры некие соответствия (так называемые ЭЭГ-корреляты) задуманному слову. Кстати, подобные исследования ведутся и в ряде отечественных научных центров.
Вообще говоря, поиски ЭЭГ-коррелятов мысли продолжаются вот уже 80 лет – с тех самых пор, как австрийский психиатр Ханс Бергер впервые записал электроэнцефалограмму человека. За эти десятилетия электроэнцефалография достигла многого в исследованиях сна, ряда важнейших патологий (особенно эпилепсии), регуляции внимания, путей распространения сигналов от органов чувств и многих других областях. Но к расшифровке содержания сознания она не приблизилась ни на шаг – хотя не раз за это время известные ученые сообщали миру, что достигли весьма обнадеживающих результатов. Но все подобные сообщения впоследствии не подтверждались.
Когда ясно сформулированная научная задача многие десятилетия не поддается решению, это обычно означает, что неверна сама ее постановка.
Во-первых, электроэнцефалограмма – это всегда результат сложения и усреднения электрической активности огромного числа нейронов, вовлеченных в самые разные, часто не связанные друг с другом процессы. С таким же успехом писать на одну дорожку звуки из всех аудиторий университета – на такой записи мы уверенно определим начало и окончание каждого учебного часа, но ничего не узнаем о содержании занятий.
Но еще важнее другое. Известно, что компьютер при установке новой программы может записать ее на любое свободное место на диске – и потому идентичные программы на однотипных компьютерах могут физически размещаться на совершенно разных частях диска. Точно так же поступает и мозг: нейроны, реализующие ту или иную деятельность (ну, например, мысленное произнесение слова «вода»), у разных людей находятся в совершенно разных участках довольно широких областей коры.
Можно держать пари: даже если исследователи как-то научатся угадывать задуманное слово с частотой, хоть немного превышающей случайный уровень, это никак им не поможет в работе со следующим испытуемым.
Впрочем, многолетние попытки решить задачу, заведомо не имеющую решения, – не новость в истории науки. Достаточно вспомнить проекты вечного двигателя или поиски случаев наследования приобретенных признаков. А из совсем недавнего – продолжающиеся попытки создания вакцины от СПИДа.
Еще с XIX века, с первых шагов демографической статистики, было известно, что социальный успех и социально одобряемые черты совершенно не совпадают с показателями эволюционной приспособленности. Проще говоря, богатые оставляют в среднем меньше детей, чем бедные, а образованные – меньше, чем необразованные.
«Даже у червяка есть свободная воля». Эта фраза взята не из верлибра или философского трактата – ею открывается пресс-релиз нью-йоркского Рокфеллеровского университета. Речь в нем идет об экспериментах, поставленных сотрудниками университетской лаборатории нейронных цепей и поведения на нематодах (круглых червях) Caenorhabditis elegans.