18.05.2009 | Кино
Вампиру розньВысокие средние оценки имеются даже у тех фильмов, к которым часть критиков искренне равнодушна
Высокие средние оценки имеются даже у тех фильмов, к которым часть критиков — включая автора этих строк — искренне равнодушна. Если верить опросу, проводимому британским журналом Screen International, лучшей картиной фестиваля является на сей момент костюмная любовная драма Джейн Кемпион Bright Star — переводить как «Яркая звезда» скучно, но других вариантов нет.
Русская революция
Наши дистрибуторы, включая представителей таких крупных компаний, как «Парадиз» и «Централ партнершип», заявили в Каннах, что американские компании должны резко, прямо-таки в десять раз снизить цены на свои фильмы, иначе из-за кризиса их невыгодно покупать для проката в России. В противном случае дистрибуторы готовы бойкотировать американское кино.
«Звезду» сравнивают с самой знаменитой картиной Кемпион — «Пианино», завоевавшей в ранние 90-е «Золотую пальмовую ветвь». Фильм о любви и безвременной кончине поэта-романтика начала XIX века Джона Китса действительно очень красив, психологически выверен, обильно цитирует классическую живопись.
И все-таки, на мой вкус, чересчур традиционен.
Бурную овацию прессы вызвал после просмотра и фильм другого премированного режиссера, Энга Ли (дважды побеждавшего на фестивалях в Берлине и Венеции, обладателя «Оскаров» и т. д.). Название Taking Woodstook интерпретировать не решимся. Просто объясним, что речь о том, как в 1969 году из ничего, из случайной инициативы провинциального паренька-неудачника возник самый массовый и знаменитый рок-фестиваль в истории — тот самый Вудсток.
Энг Ли — мастер стилистической и тематической мимикрии. Он снимал драмы про гражданскую войну в Америке, ковбоев-гомосексуалистов, китайское молодогвардейское подполье в годы японской оккупации, про невидимых драконов и прочих супергероев, которые летают по воздуху и сражаются на мечах. Привычное достоинство его картин — атмосфера времени. Будучи уроженцем Тайваня, Энг Ли сделал один из лучших фильмов об американской провинциальной скуке 1970-х — «Ледяной ураган».
Но чего нет в его «Вудстоке», так это как раз атмосферы времени. И это несмотря на то, что фильм сделан по мемуарам, каждый второй персонаж — хиппи и все непрерывно курят марихуану. Всё как-то поверхностно, незамысловато, ожидаемо — по-настоящему забавен только эпизод глюков после приема ЛСД.
Нет в фильме и самого Вудстока. Да, это ход отчасти правильный. Паренек-организатор так закрутился, что собственно до концерта не добрался. Но в итоге те, кто не в курсе тогдашних событий, сделают вывод, что Вудсток был ерундой. Собралась гигантская толпа, заголилась, обкурилась и удалилась восвояси, оставив после себя омерзительную свалку, — вот и весь кайф.
Куда более непредсказуемое кино сделал Чхан-Ук Пак, создатель «Олдбоя» и «Сочувствий господину/госпоже Месть». Президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб уверен, что кино из Юго-Восточной Азии — самое ударное в этом году. Чхан-Ук Пак это подтверждает.
Он не меняет темы и стили, как Энг Ли, снимает про одно и то же: насилие, месть, любовь, одержимость. Однако совершенно невозможно предугадать, какой будет его очередная картина и куда через пять минут повернет сюжет. Если кратко, то новый фильм Чхан-Ук Пака «Жажда» — Thirst — о католическом священнике, подхватившем вирус вампиризма. Беда в том, что он святой, что он последний в этом мире, кто желал бы стать вампиром и пить человеческую кровь. А еще в том, что девушка, которую он самозабвенно любит, превратившись в вампира, становится истинным монстром — ненасытным и кровожадным. Шокирующих эпизодов, как всегда у Чхан-Ук Пака, очень много, развязка — эффектней некуда.
Именно развязка делает почти гениальным фильм «Пророк», или же Un prophète, еще одного хорошего режиссера, Жака Одияра.
Кто не видел его фильм начала 2000-х «Читай по губам» — посмотрите непременно. Самую восторженную овацию каннского зала вызвал пока что именно «Пророк». Долгое время кажется, что смотришь традиционную жесткую драму про тюремные нравы. И только в конце понимаешь, что это новая, совсем не романтическая версия «Крестного отца», очень, должно быть, пугающая для Франции, потому что в центре событий отнюдь не сицилийцы — арабы. Их не остановишь.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.