«Бойтесь идеалистов, они потратят все ваши деньги и скажут, что так и надо», – Ричард Миллер, руководитель коммунальной электрической компании Hull Lights из небольшого городка Халл в штате Массачусетс, скептически смотрит на перспективы ветряной энергетики, хотя именно на его городок приходится почти половина всех ветряных мощностей штата. «Меня не очень любят “зеленые”, потому что я говорю правду, а она не всегда приятна», – вздыхает он. Сегодня в Халле две ветряные электростанции, обе построены на деньги городского бюджета. «Мы за все платили из собственного кармана, поэтому проект имел экономический смысл, если бы брали деньги в кредит – точно разорились бы», – поясняет г-н Миллер.
По данным февральского доклада Global Wind Energy Council, в 2008 году, то есть еще при Джордже Буше, США впервые в истории вышли в лидеры ветряной энергетики, обогнав Германию. На Америку сегодня приходится примерно пятая часть установленных во всем мире ветроэнергетических мощностей – 25 из 121 ГВт.
В прошлом году на ветряные электростанции пришлось 42% введенных энергетических мощностей в США, а общая выработка выросла на 50%.
В январе этого года в Америке сменилась власть, и новая администрация США сделала альтернативную энергетику одним из главных стратегических направлений развития, Барак Обама даже посетил завод по производству ветровых турбин в Огайо за два дня до инаугурации. Но, как показывает опыт Массачусетса, для дальнейшего роста ветроэнергетики в США придется решить целый ряд проблем – экономических, административных и даже психологических.
Мифы и реальность
В 2006 году 11−тысячный Халл стал известен всей Америке – он получил специальную награду от министерства энергетики США как пионер ветроэнергетики. В округе город имеет славу зеленого рая – люди говорят, что все уличное освещение здесь работает на энергии, поставляемой ветряными электростанциями. Так же полагают и сами халлцы. «Когда у нас гаснут уличные фонари, мне звонят и спрашивают, что случилось с нашими ветряками», – утверждает Миллер. Собеседники «Эксперта» из числа местных жителей утверждали, что ветер освещает и некоторые дома, хотя и расходились в точных указаниях – то ли это компаунд на холме, где живет «старина Джордж», то ли прибрежные домики, из одного из которых недавно съехала «миссис Браун».
На самом деле ветряные электростанции не сделали Халл «зеленым» городом, но превратили его в поставщика электроэнергии. Сегодня две электростанции производят около 13% всей потребности города в электроэнергии, но напрямую от ветряков питается лишь один маяк на западной оконечности Халла, все остальное Халл продает и на вырученные деньги покупает электроэнергию у других поставщиков. Таковы особенности энергосистемы США – город обязан покрывать значительную часть своих потребностей в электроэнергии на стороне, что способствует снижению рисков внезапных отключений.
Очевидный выигрыш города от наличия ветряных электростанций – снижение стоимости электричества для внутреннего потребления. Тарифы не повышались тут уже шесть лет, в результате халлцы сегодня платят меньше, чем жители других городов штата.
Другой плюс: Hull Lights – муниципальная компания, поэтому может сама выходить на рынок электроэнергии, не платя посредникам. Это позволяет получать от продажи ветровой энергии большую маржу. Правда, в таком положении находится лишь 10% всех городков Массачусетса; в остальных обеспечением электроэнергии занимаются коммерческие организации, которые не имеют права самостоятельно выходить в энергосистему штата – только через коммунальных посредников. «Это значит, что в таких местах ветряная электростанция, скорее всего, будет экономически невыгодна», – говорит г-н Миллер.
Сегодня в Халле готовят план строительства четырех новых турбин, на этот раз в открытом море. Если этот проект будет одобрен, он станет первым опытом офшорного строительства ветряных электростанций в США. Пока все упирается в финансирование: на возведение ветряков должно уйти 40 млн долларов, а таких денег в городском бюджете нет. Вся надежда на Барака Обаму.
«В нашей группе есть специальный человек, который занимается лоббированием наших интересов в Вашингтоне», – утверждает Ричард Миллер. Но продолжаются и поиски частного финансирования – предварительную заинтересованность в проекте высказало несколько местных банков.
Проект века
Опередить Халл в деле освоения прибрежных вод Атлантического океана может еще одно поселение, тоже в Массачусетсе. В конце января департамент по управлению минеральными ресурсами США предварительно одобрил план строительства 130 ветровых турбин в море неподалеку от пляжа Нантакет в Кейп-Коде – одном из главных туристических районов Новой Англии.
Проект стоимостью 1,2 млрд долларов должен обеспечить электроэнергией около 400 тыс. домов, или 75% потребностей Кейп-Кода и нескольких близлежащих островов. У проекта, который с 2001 года продвигает частная компания Cape Wind, есть серьезная поддержка. За строительство выступает нынешний губернатор Массачусетса (близкий друг и советник Барака Обамы) Патрик Дюваль.
Впрочем, у плана есть не менее авторитетные противники, например сенатор Эдвард Кеннеди, дом которого находится в непосредственной близости от места будущего строительства.
По словам собеседников «Эксперта» из числа американских энергетиков, Бараку Обаме предстоит принять очень непростое решение, ведь сенатор Кеннеди одним из первых поддержал Обаму на его пути к президентству.
Жители Кейп-Кода опасаются, что гигантские башни отпугнут туристов и нарушат экологический баланс в регионе. Против выступают и рыбаки (воды Кейп-Кода известны своими лобстерами) – для них появление ветряков означает потерю 62 км территории и сложности при маневрировании в районе строительства. На Кейп-Коде вот уже несколько лет действует альянс против строительства ветряных электростанций, который потратил миллионы долларов на акции протеста и лоббирование в Бостоне и Вашингтоне. «Сдаваться мы не собираемся, решение департамента о строительстве ветряков поспешно и необдуманно, и мы будем его оспаривать», – заявили корреспонденту «Эксперта» в штаб-квартире альянса.
Жители Кейп-Кода утверждают, что ветряные вышки испортят один из самых красивых морских видов на восточном побережье США. Впрочем, большинство собеседников «Эксперта» полагают, что проект все же будет реализован, как и планируется, к концу 2011 года.
Проблемы
Похожие проблемы возникают и во многих других местах. Американцы в целом выступают за ветряную энергетику, но только в том случае, если ветряная вышка не будет находиться у них на заднем дворе. Никто не знает, как появление ветряков скажется на стоимости недвижимости в городе, люди опасаются шума от турбин, некоторые экологи указывают на негативные последствия для популяции летучих мышей и птиц.
Существуют и административные препоны, во многих случаях приходится изменять местное законодательство, ограничивающее высоту построек на территории города: ветряная вышка, как правило, становится самой высокой постройкой в округе. Халл здесь скорее исключение, чем правило: первая ветряная электростанция здесь появилась еще в 1980−х, и горожане давно с этим свыклись.
Ветряная энергетика развивается во многом за счет энтузиастов на местах, которым удается убедить общественность в полезности начинания и суметь получить грант от местных властей, благотворительных фондов или научных институтов.
В Интернете в открытом доступе размещена компьютерная программа, позволяющая оценить перспективы любого клочка суши США и Канады с точки зрения ветряной энергетики, так что начать кампанию по установке мини-электростанции на своей улице может практически любой желающий.
Рост и окупаемость
Власти же ставят перед ветроэнергетикой крайне амбициозные задачи. Согласно расчетам министерства энергетики США, за счет ветра к 2030 году Америка сможет обеспечивать до 20% своих потребностей в электроэнергии. Ключевым элементом станет государственная поддержка, которая, скорее всего, будет обещана и получена.
В новой экономической ситуации одна из главных проблем ветряной энергетики – необходимость государственных субсидий – становится едва ли не преимуществом. В ближайшие годы американское государство будет активно искать возможности для инвестиций, способных стимулировать экономический рост, и ветряная энергетика отвечает почти всем требованиям, включая поддержку отечественного производителя. За последний год доля собственно американского оборудования в ветроэнергетических проектах увеличилась с 30 до 50%.
Момент истины для ветроэнергетики наступит через несколько лет, когда государственная поддержка закончится и ветрякам придется самостоятельно соревноваться с другими типами электростанций.
«Ветряная энергетика – это хорошо, но я бы не стал полагаться только на нее, ветер – вещь непостоянная, иногда лопасти останавливаются, и их приходится запускать с помощью других источников энергии», – утверждает Ричард Миллер.
Как бы то ни было, в Халле настроены довести проект строительства морских ветряков до конца, ведь тогда город будет покрывать более 100% своей потребности в электроэнергии. Осталось лишь найти организацию, которая согласится за это заплатить. По словам Миллера, вторая ветряная электростанция мощностью 1,8 МВт, построенная в Халле в 2006 году, окупается намного медленнее, чем ожидалось. Для государственного гранта это не так важно, но, если речь пойдет о займах, фактор окупаемости будет иметь большое значение.
Халл–Бостон
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»