Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.01.2009 | Еда / История / Общество

Прошлое в «пастильных» тонах

Открылся первый музей знаменитого кондитерского изделия

В минувшие выходные в Коломне презентовали новый музейный проект, выигравший прошлогодний конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Авторы проекта Елена Дмитриева и Наталья Никитина определяют его как «музей исчезнувшего вкуса». Посвящен музей популярному некогда лакомству -- коломенской пастиле.

Сегодня в России с избытком музеев каких-нибудь раритетных штучек, странностей и вычурностей. И мало какие из них сделаны умно, а не по принципу немудрящего аттракциона, нещадно эксплуатирующего забавненький бренд.

В случае с музеем «Коломенская пастила. У Николы на Посадях» все придумано и осуществлено в высшей степени достойно. Куратор экспозиции, выпускница факультета управления социально-культурными проектами московской Высшей школы социальных и экономических наук Наталья Никитина и директор музея Елена Дмитриева действительно со вкусом устроили музей -- воспоминание о стиле жизни минувшего.

Немало сил потрачено ими на возрождение рецептуры коломенской пастилы. Ведь ничего общего с обычной, часто неопрятно выглядящей пастилой, которую бесцеремонно запихивают в бумажные кулечки тетеньки в кондитерских отделах магазинов, коломенская пастила не имеет. С XV века гордостью Коломны были яблочные сады. Жители придумали способ спасения портящихся фруктов -- переработку их во взбитое пюре с добавлением сахара, меда, ягод, орехов и даже лепестков роз. Секрет пастилы хранился до революции. Аккуратные формочки разной (медовой, ягодной, розовой -- в зависимости от добавлений в пюре) пастилы упаковывались в красивые коробочки и развозились по всей России. Настоящим была коломенская пастила дефицитом. Как там у Райкина? «Вкус... специфический!»

Качество восстановленной Натальей и Еленой «истории со вкусом» можно продегустировать в новом музее. Оно просто отменное.

Там же можно купить коробки пастилы, оформленные в «факсимильном» стиле. Сам музей размещается в купеческом доме Сурановых, что находится близ стен кремля, на посаде, у церкви Святителя Николая (потому-то музей называется «У Николы на Посадях»). При помощи городской администрации новыми хозяйками дома воссозданы купеческие интерьеры с массивными шкафами и канарейкой в клетке. На стенах -- портреты бывших владельцев, а также знаменитых коломчан (коломенцев?) -- Лажечникова, Пильняка... В центре гостиной -- накрытый к чаю стол. Милые хозяйки Елена и Наталья встречают в нарядах по моде чеховских времен. Наливают чай, угощают пастилой. Главное -- знакомят с традициями, обычаями, рассказывают истории о быте и жизни прошлой поры.

Конечно, новый музей слишком эксклюзивная пока затея вроде лиликанского театра «Тень». О посещении (само собой предполагающем участие в театрализованном обряде) необходимо договариваться заранее. Да и фирменная пастила -- товар совсем штучный. Ведь в производстве его участвуют всего четыре человека. Однако эти эксклюзивность, «штучность» и являются гарантией того, что историю в новом музее уважают, берегут, на коммерческий поток не пустят.



Источник: "Время нвоостей" № 12, 27.01.2009,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»