Обнародованные в понедельник данные по внешней торговле Японии заставили денежные власти этой страны заговорить о массированном допечатывании йен для интервенций на валютном рынке с целью ослабления национальной валюты.
Мировые державы все чаще и все охотнее прибегают к печатному станку, чтобы решить проблемы национальных экономик. В конечном итоге это не может не вылиться в глобальное обесценение денег как таковых. Причем переход от нынешнего дефляционного периода в мировой экономики к гиперинфляции может произойти уже в следующем году и быть не менее резким, чем обвал цен на активы этого года.
Падения японского экспорта сразу более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не ожидали даже самые отъявленные пессимисты. Однако вторая по размерам мировая экономика снизила и импорт, хотя и менее существенно - "всего" на 14,4%.
В результате впервые за несколько лет Япония из нетто-экспортера превратилась в нетто-импортера. Торговый дефицит составил 223,4 миллиарда йен - около 2,5 миллиарда долларов. Крупнейший автомобильный концерн Японии Toyota Motor прогнозирует первый за 71 год операционный убыток.
В этих обстоятельствах глава Банка Японии Масааки Ширакава дал понять, что в случае, если йена продолжит оставаться на нынешних рекордно высоких уровнях по отношению к доллару, начнутся интервенции. Иными словами, Банк Японии, снизивший на прошлой неделе ставку рефинансирования почти до нуля - до 0,1% годовых, - готов печатать йены и скупать на них доллары, пополняя свои и без того не маленькие золотовалютные резервы.
Если учесть, что печатный станок работает на полную и в США, то скорость, с которой денежные знаки плодятся в мире, не может не вызывать, мягко говоря, обеспокоенности. Большинство экспертов прочат в следующие кандидаты на политику "нулевых ставок" и заливание кризисного пожара потоками наличности Великобританию.
При этом можно не сомневаться, что и Европейский Центробанк в случае резкого укрепления евро включится в увлекательную игру, целью которой будет ослабить свою валюту быстрее, чем это сделают конкуренты, поддержать собственных производителей и сделать импорт менее выгодным.
Большинство более мелких (с экономической точки зрения) стран, включая и Россию с ее "плавно-плановой" девальвацией рубля, в эту игру уже вступило. Пока, правда, львиная доля мировой эмиссии идет на погашение убытков, полученных мировой экономикой в результате финансового кризиса, который плавно перерос в экономический.
Однако механизм погашения этих убытков посредством массированных государственных вливаний предполагает значительный рост бюджетных расходов, который в ряде случаев идет за счет увеличения государственного долга. Рефинансироваться эти долги также будут за счет печатного станка - другого источника просто не существует.
При этом, поскольку все крупные игроки, скорее всего, продолжат пытаться решить национальные проблемы за счет ослабления собственных валют, обесцениваться будут деньги как таковые, что будет означать глобальную дефляцию. Большинство аналитиков прогнозируют начало выхода мировой экономики из рецессии во второй половине следующего года. На этот же период может прийтись и мощный инфляционный удар глобального масштаба.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»