10 декабря в арт-центре "Винзавод" прошла церемония награждения лауреатов "Премии Кандинского-2008" - крупнейшего национального проекта в сфере современного искусства (общий призовой фонд составляет 50 тысяч евро). В этот раз премия, учрежденная в прошлом году Культурным фондом "Артхроника" в сотрудничестве с "Дойче Банк" (генеральный спонсор - группа "ИФД КапиталЪ"), присуждалась международным жюри в трех номинациях: "Проект года" (сменивший более расплывчатого "Художника года"), "Молодой художник года" и "Медиа-арт проект года". От "Приза зрительских симпатий" решили отказаться - были решительные подтасовки со стороны номинантов. Но все равно без скандала не обошлось: церемония вручения - настоящий спектакль в постановке легендарного андеграундного режиссера Бориса Юхананова с участием звезд мировой арт-сцены Марии Абрамович, братьев Гао и братьев Чепмен, с короткой лекцией философа Бориса Гройса - чуть не закончилась мордобитием. Вручение 40 000 евро Алексею Беляеву-Гинтовту как автору "Проекта года" за серию работ "Родина-Дочь" (смешанная техника: холст, сусальное золото, черная типографская краска, отпечатки пальцев) сопровождалось криками "Позор!". Творческую командировку на Виллу Романа во Флоренции сроком на три месяца выиграла как молодой художник Диана Мачулина с картиной "Труд" - воспроизведением газетной фотографии заседания членов ЦК КПСС: после публикации этой фотографии вся редакция "Труда" была уволена из-за ошибки ретушера. 10 000 евро за "Медиа-арт проект года" получила московская группа "ПГ" с каким-то скандальным апокалипсисом на тему захвата Москвы китайцами. Арт-обозреватель Александр ПАНОВ заявил, что ему придется уйти из профессии. Отговаривала его критик Ирина КУЛИК.
Александр Панов: Все эти результаты по-своему неожиданны, если не предполагать, что победителей награждали из соображений политических: правый, левая, анархизм.
Когда в номинации "Проект года" в шорт-лист попал ветеран Борис Орлов, один из основоположников соц-арта, гениальный деконструктор советского мифа, зачем поощрять Диану Мачулину, которая и в творческом, и в биографическом плане ему даже не в дочки, а во внучки годится? Награждение отвязных анархистов из группы "ПГ", устройство выставки которых в Третьяковке стоило бывшему заведующему отделом новейших течений оной Андрею Ерофееву выговора (одна из формальных причин его дальнейшего увольнения) - жест доброй воли, к искусству касательства не имеющий. Это симпатичные бесноватые ребята, которым место в ночном клубе. Ну а Алексей Беляев-Гинтовт со своей проповедью "Великой России" и сусального империализма от Сталина до Мао - это даже не фашизм, как кричали на церемонии художники-леваки. Это то ли госзаказ, переходящий в арт-салон, то ли арт-салон, притворяющийся госзаказом. Неслучайно вполне мастеровитый художник, использующий в изготовлении картин отпечатки собственных пальцев, дабы свою рукодельность подтвердить, является одним из любимейших авторов очень дорогой, очень крутой галереи "Триумф". Но после успешных провокаций покойного Тимура Новикова с его "неоакадемизмом" (имеется в виду целый проект воскрешения классики силами современного искусства) Беляеву-Гинтовту ничего не осталось, кроме скинхедского прикида (выбритые виски, кожаное облачение, взмах руки в известном жанре). Хотя не хочу его ругать: работы в самом деле эффектны, провокация - вещь хорошая, не думаю, что сам он является убежденным националистом. Но дурно, скверно пахнет от этой псевдоимперской эстетики. И зачем ее поощрять за счет "Дойче Банка"?
Короче, я ничего не понимаю, потому и заявил заранее на одном интернет-сайте, что ухожу из профессии, когда увидел в списке номинантов имя Беляева. Теперь он победил. Что мне делать?
Ирина Кулик : Результат "Премии Кандинского" в самом деле все расценили не то как победу фашизма, не то как торжество сталинского имперского стиля. Но все-таки Алексей Беляев-Гинтовт - выходец из культуры андеграунда. По своему сознанию времен поздней перестройки - богемный денди. Да, последователь Тимура Петровича Новикова. Мальчик, которому в зрелом возрасте удалось сохранить в голове не метель, но юношескую пургу. Что-то вроде Селина, Рембо, Алистера Кроули - этаких отщепенцев, маргиналов, скандалистов. Его стиль продают как высокий стиль - и вот это самое главное. Триумф Беляева есть радость галереи "Триумф" с высокооплачиваемыми покупателями: ностальгия дорого стоит. Но я его в свое время обозвала "национал-декадентом". По своей эстетике - это очередной извод поп-арта. Не надо вам уходить из профессии.
А.П .: Уговорили. Тем более что профессиональному сообществу, в котором вы уговорили меня остаться, так не понравились результаты самой престижной арт-премии...
И.К .: Итоги нужно рассматривать не как конечный результат, а как конкретную победу каждых, отличающихся друг от друга кардинально. Все делают искусство политически ангажированное - но в разных направлениях. Экстремальный, запредельный анархистский стиль "ПГ", вдумчивое осмысление цензуры в несвободном обществе у Дианы Мачулиной (фальсификация первополосного кадра в газете "Труд") и поиски неоимперского стиля у Беляева-Гинтовта. Они все непохожи друг на друга, но все равно это какое-то наследие поп-арта. Не соц-арта, а поп-арта. И никто дальше этой эстетики 60-х не пошел. Это самый странный итог премии, которой награждают не за инновацию, а за верность традиции. Премия по деньгам ориентируется на английскую "Тернер Прайз" - и скандальную, и респектабельную одновременно. Ну вот и здесь так получилось: безобидное, симулятивное, квазиполитическое искусство.
А.П .: Жалко, что в этих схемах не осталось места самому искусству. Мы с вами все понимаем в этих прикладных раскладах. Но что бы сказал великий художник Василий Васильевич Кандинский? Наверное: "Руки прочь!" Особенно, когда посмотрел бы на отпечатки пальцев Беляева-Гинтовта!
И.К . А мне больше всего обидно, что скандал вокруг премии сделал явным окончательный распад художественного сообщества, в котором идеологии воспринимаются всерьез или в качестве художественного жеста только в зависимости от того, являются ли они инструментом пиара или поводом набить морду сопернику.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.