Франция, 2008
05.12.2008 | Кино
Доживем до понедельникаДаже самая паршивая французская школа кажется оплотом просвещения и демократии по сравнению с нашей
Молодой преподаватель французской литературы Франсуа начинает новый учебный год в рядовой школе в плохом эмигрантском районе.
Ученики — подростки всех цветов с типичными проблемами: прыщи, дурной характер, татуировки, расовая ненависть, строгие родители и дефицит внимания. Педагогический процесс похож на терку в подворотне — школьники не хотят читать дневник Анны Франк, бузят и огрызаются. Франсуа не лезет за словом в карман и ловко парирует хулиганские наезды.
Все выглядит очень правдоподобно — учителя играет настоящий учитель Франсуа Бегаду (он как раз и написал книгу, по которой снят фильм), детей — его ученики, а оператор по-репортажному небрежен.
Особенности французской системы образования тут, видимо, отражены правдиво, и в этом смысле «Класс» — кино очень познавательное: даже самая паршивая французская школа кажется оплотом просвещения и демократии по сравнению с нашей.
Депутаты класса едят печенье на учительских советах! Учителя скидываются на адвоката родителям отличника-китайца, которых поймали иммиграционные службы!
Тем не менее, несмотря на «Золотую пальмовую ветвь» и вложенные в фильм общечеловеческие гуманитарные ценности, «Класс» предназначен только для сильных духом и знаниями. Фильм идет с субтитрами, первые 20 минут посвящены энергичному обсуждению субджанктива (если вы не знаете что это, идите лучше на «Ананасовый экспресс»), все прочие разговоры — попроще, но ведутся на дичайшем и колоритном эмигрантском арго. В общем, смотреть это филологическое кино все-таки лучше, зная французский.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.