Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.10.2008 | Кино

Стук головой

Драма Филиппа Янковского о контуженом сверхчеловеке

Состоялась премьера «Каменной башки» - четвертого и, кажется, лучшего фильма Филиппа Янковского.

Ни элегически-разоблачительное «В движении», ни вялая экранизация романа Бориса Акунина «Статский советник», ни русский «Халк» - «Меченосец» - не идут с «Каменной башкой» ни в какое сравнение.

Это не потому что Янковский-младший овладел неожиданно какими-то тайнами режиссерского мастерства. Тут все по-прежнему - небержено-клиповая, немного глянцевая, немного прибедняющаяся манера, не очень раздражающая, но как-то проскальзывающая мимо зрителя, оставляя после себя смутное пятно неизвестно чего. Все было бы как раньше, но Янковский вместе с продюсером Сергеем Сельяновым придумали гениальную вещь - позвали на главную роль экс-чемпиона мира по боксу и огромных масштабов человека, Николая Валуева.

Боксер-чемпион Егор Головин по кличке «Каменная башка» (Валуев) год или около того назад попал вместе со своей невестой Катей в автокатастрофу. Катя погибла, а Егор был крепко контужен. После катастрофы он потерял остатки ориентации в мире и воли к жизни. Он живет затворником, ест бесконечный роллтон, размешанный в молоке, и на автомате ходит каждый день на тренировки, хотя боксировать ему запрещено, да он и не хочет. Мафиозный босс Егора, Наиль, посылает ему в качестве утешения проституток, но Егор лишь мучит их утробным рыком «Кто ты?», и не получая ответ «Катя», вышвыривает из квартиры. Однажды к Наилю приходит наниматься в проститутки женщина трудной судьбы по имени Таня (жена и муза Янковского, Оксана Фандера). Она отличается красотой и гордостью, а также тем, что тратит заработанные деньги не на шмотки, а на лечение сына-аутиста. Наиль придумывает хитрый план: он посылает находящемуся в несознанке Егору Таню под видом его невесты Кати и через нее пытается уговорить Каменную башку согласиться на матч-реванш с когда-то побитым им боксером Кривулей. Егор скорее всего матч не выдержит, но Наиль полагает, что как настоящий боксер, он должен погибнуть на ринге. Мафиози, как водится, не учел того, что герои действительно могут полюбить друг друга, и собственное оружие обратится против него.

Очарование «Каменной башки» - результат соединения самого банального в мире сюжета про красавицу и чудовище с самым удивительным на свете актером.

Николай Валуев в кадре, как ни странно, почти не дерется и совсем мало говорит. Он произносит слова «Кто ты?», «Катя», «батя» и «Зря ты это сказал!». Но дело в том, что его персонаж, кажется, онтологически не приспособлен к разговору. Любая произносимая им фраза выглядит поэтому преодолением прирожденной немоты. Этими героическими речевыми усилиями вкупе с неописуемой игрой мускулов лица и кожных складок затылка Валуев мог бы одной левой сделать весь состав какого-нибудь столичного театра.

«Каменная башка» - фильм про угасание сверхчеловека, про неприспособленность к миру существа другой породы. Мощь в нем достигается без капли грима, без спецэффектов, почти без идеологических манипуляций и даже без пафосных диалогов - одним движением бровей и прощальной добролюдоедской ухмылкой. Да, фильм Янковского - это вовсе не про бокс, и даже не про любовь. Это, в первую очередь - про отношения человека с самим собой. Штука в том, что герой «Каменной башки» выясняет эти отношения, стучась о головой о разнообразные поверхности. В том числе - о людей, плохо для этого приспособленных.



Источник: "Газета" №177, 18.09.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.