Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.09.2008 | Архив "Итогов" / Общество

Полюс невыносимости

Уральский город Карабаш признан экологической комиссией ООН самым грязным местом на планете

На картах экологической обстановки, составленных Техническим кризисным центром администрации Челябинской области, в глаза первым делом бросается рогаткообразная клякса к северо-западу от областного центра - зона экологического бедствия. Место схождения ее кривых лучей - знаменитый комбинат "Маяк", кузница советского ядерного арсенала. Восточный луч -  это долина речки Течи, куда "Маяк" в 1949 - 1956 годах сбрасывал отходы своего производства. Северо-восточный примерно соответствует Восточно-Уральскому радиоактивному следу - пути радиоактивного облака, прошедшего над областью после взрыва резервуара с отходами 29 сентября 1957 года на "Маяке". А юго-западный тянется к небольшому и до недавнего времени малоизвестному городу Карабаш.

Это название широко зазвучало несколько месяцев назад, когда эксперты ООН по вопросам экологии признали Карабаш точкой наибольшего загрязнения окружающей среды на Земле. Но "Маяк" к этой беде отношения не имеет. Этой славой Карабаш обязан своему главному предприятию - медеплавильному заводу.

При выплавке меди образуется немало опасных для природы и человека соединений - в частности окислы серы, выброс которых в атмосферу приводит к гибельным для всей растительности кислотным дождям. Но главная отрава карабашского завода - свинец. Советская металлургия никогда не утруждала себя ни комплексным использованием руды и извлечением из нее сопутствующих металлов (благо практически все они были представлены более богатыми рудами), ни соображениями охраны среды. Ныне же о какой-либо реконструкции завода не приходится и мечтать. Все отходы идут, как и шли, - в атмосферу, в водоемы, в отвалы под открытым небом.

"Карабаш - это бывший лагерь ГУЛАГа, а в ГУЛАГе про воздействие на природу не думали никогда и потому ничего природоохранного не строили, - говорит руководитель действующего в Снежинске (бывший "Челябинск-70") негосударственного фонда "Экология" Николай Щур. - Кроме того, Карабашу еще и не повезло с ландшафтом - узость долины, роза ветров, сетка температур и прочие географические особенности препятствуют рассеянию воздушных выбросов".

По его словам, сейчас проблемами Карабаша всерьез никто не занимается ни на федеральном, ни на областном уровне. Ничего не изменил и показ в августе по ТВ-6 "антирекламного" клипа о городе. В регионе его считают пропагандистской акцией братьев Черных, стремящихся взять под контроль карабашский завод. Впрочем, сами жители Карабаша тоже молчат - в городе нет никаких общественных организаций, а происходящие время от времени выступления доведенных до отчаяния жителей неорганизованны, не преследуют никаких конкретных целей и кончаются, естественно, ничем. Люди, проживающие в "самом загрязненном месте планеты", продолжают купаться и ловить рыбу в отравленных реках и озерах - и медленно умирать от свинцового отравления.

"То, что экологическая ситуация в Карабаше недопустимо плоха, правда, - говорит президент "Союза за химическую безопасность" доктор химических наук Лев Федоров. - Но на одном только Урале есть добрых десятка полтора городов, обстановка в которых ничуть не лучше, - Первоуральск, Красноуральск... Да и в других регионах их немало. Карабаш стал известен потому, что туда съездили иностранные эксперты и после этого о нем сообщили в зарубежной прессе. В другие такие же города иностранцы пока не ездили. Я не понимаю, почему мы должны дожидаться визита экспертов ООН, чтобы узнать об экологической обстановке в наших городах".

О радиоактивном загрязнении реки Течи мы знаем как раз не от иностранцев. Десять лет назад, в 1989 году, советские инстанции признали факт многолетнего сброса в реку радиоактивных отходов.

В 1991 году специальная совместная комиссия Академии наук и Госплана, обследовав долину Течи, пришла к выводу, что даже через 40 лет после наиболее масштабных сбросов остаточная радиация (в основном создаваемая стронцием-90 и цезием-137) угрожает здоровью более чем 400 тысяч человек. Тогда же были приняты решения о назначении компенсаций, о переселении жителей наиболее пострадавших деревень и т. д. Через несколько месяцев союзные органы, которым предстояло выполнять эти решения, перестали существовать - вместе с государством, несущим ответственность за произошедшее. Но и в последующие годы высшие органы власти уже независимой России принимали немало "федеральных", "целевых", "комплексных" и т. п. программ, имевших целью медицинскую и социальную реабилитацию жителей пострадавших местностей. И хотя финансирование оставляло желать много лучшего, согласно данным областной администрации, было переселено около 7800 человек. На картах белыми кружками обозначены покинутые деревни: Метлино, Асаново, Надыров Мост...

Среди отселенных числится и деревня Курманово. Однако в ней продолжают жить люди. Да и в самом деле - чем "отселенное" Курманово хуже неотселенного Муслюмова, расположенного выше по Тече и, следовательно, еще ближе к "Маяку"? И там, и там люди держат скотину, копают огороды, купаются и ловят рыбу в злополучной реке (по данным специалистов "Маяка", концентрация стронция-90 "в целом по реке" не превышает ПДК, однако непосредственные замеры радиации почему-то показывают превышение критического уровня в 15 раз). И болеют. Злокачественные опухоли, врожденное слабоумие, грубые нарушения внутриутробного развития - эти болезни у жителей берегов Течи встречаются намного чаще, чем в среднем по России.

Подобно инфекционным больным, селения, ставшие жертвами радиационного загрязнения, превращаются в его рассадники.

Их жители, лишенные легальных источников существования, стремясь заработать хоть что-то, возят на продажу в ближайшие города продукты своего хозяйства, в том числе и выловленную в Тече рыбу. Свежая рыба, продаваемая недорого прямо на улицах Челябинска, находит покупателей.

Впрочем, последние по крайней мере знают, чем рискуют, и могут не покупать. А вот дети из Каслинского детдома уже не раз отведали радиоактивной рыбки не по своей воле. Администрация Каслинского района (наиболее пострадавшего от взрыва 1957 года и образующего третий луч зоны кризиса) распорядилась поставлять в детские сады и в больницу города рыбу из зараженного радиацией озера Алабуга.

Что лишний раз доказывает правоту афоризма покойного академика-химика Игоря Петрянова-Соколова: "Самое опасное загрязнение - это загрязнение мозгов".



Источник: "Итоги", №40, 1999г.,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»