Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.09.2008 | Колонка / Общество

Правила общежития

То, что именуется «международным правом», находится в глубоком кризисе

Который уж год не устаю восхищаться гениальностью руководителей РИА «Новости» и Совета по внешней и оборонной политике, выдумавших «Валдайский клуб». Это мероприятие поразительно адекватно системе российской власти. Два десятка видных иностранных специалистов по России соглашаются терпеть оскорбления и насмешки Владимира Путина. Взамен же они получают уникальную возможность задать «нашему всему» за закрытыми дверьми вопросы, не отцензурированные предварительно пресс-службой. А потом наступает звездный час этих людей — они рассказывают российским СМИ и собственным правительствам, что именно сообщил им Владимир Путин.

А теперь у участников «Валдайского клуба» появится еще и возможность продемонстрировать свои аналитические способности. После аудиенции у «старшего царя» следует встреча с «младшим». И можно будет сопоставлять их позиции и искать различия.

Что же до вчерашнего свидания с Владимиром Путиным, то главным в нем, похоже, было даже не объяснение, почему Россия не пожелала утирать «кровавые сопли» и склонять голову после грузинской атаки на Цхинвали. На той части встречи, на которой было позволено присутствовать отечественным журналистам, Путин дважды возвращался к одной и той же идее: «Мы должны найти общие правила поведения на международной арене. Нельзя в силу корыстных интересов в Косово ставить во главу угла право нации на самоопределение, а в случае с Грузией главным принципом избрать территориальную целостность государства. Давайте договариваться как-то, по каким правилам мы будем жить». А потом еще: «Принцип, вы понимаете, один должен быть: надо договориться, по каким правилам будем жить. Это совершенно очевидно, что ни одна страна, даже самая мощная, с самой мощной экономикой, с самыми мощными вооруженными силами, не в состоянии все проблемы в мире решить самостоятельно, не привлекая для этого дееспособных партнеров. Но, привлекая каких-то партнеров, нужно, конечно, считаться с их интересами».

Казалось бы, здесь и возразить нечего. То, что именуется «международным правом», находится в глубоком кризисе. И вина здесь лежит отнюдь не только на России — достаточно вспомнить о Косове и Ираке. Однако российский премьер, равно как и президент, предложивший разработать некий общеевропейский пакт о применении силы, ничего не говорит о том, каковы будут новые правила игры. Более того, из слов российских лидеров следует, что правила не такие уж новые.

Медведев заявлял, что мир должен быть многополярным. При том что в этом многополярном мире «у России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы».

А Путин на понятных примерах продемонстрировал иностранным аналитикам, что происходит, когда одна держава влезает в чужую привилегированную зону: «Там, не дай бог, вступить, условно говоря, в какие-то противоречия с нашими американскими партнерами на американском континенте. Это считается святая святых. А подогнать корабли с ракетным вооружением за 200 км от того места, где мы находимся, — это нормально?» И по чистой случайности российские стратегические бомбардировщики как раз в этот момент отправились в учебный тренировочный полет в Венесуэлу. Никакого военного смысла в этом нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно было послушать командующего Дальней авиацией генерала Павла Андросова, который мучительно выдумывал предлоги вроде того, что пилотам необходимо тренироваться летать в тропической зоне. Очевидно, именно в этой зоне российские стратегические бомбардировщики будут теперь осуществлять ядерное сдерживание. Любопытно только кого?

На поверку выясняется, что общие правила — это правила холодной войны, правила раздела планеты на сферы влияния. Именно за это, если разобраться, ратуют Путин и Медведев.

Означает ли это, что новые международные законы не нужны вовсе? Конечно, нет. Необходимо найти возможность примирить право на суверенитет и право на самоопределение. Может быть, это будут некие автономии с особым статусом и гарантиями от Совета безопасности ООН.

Может быть, проблему можно решить, создавая организации, подобные Евросоюзу, которому передаются многие суверенные права государств, в результате чего вопрос о самоопределении народов несколько теряет свою остроту.

Только вот штука в том, что никто теперь с Москвой эти вопросы обсуждать не будет. Нет смысла обсуждать правила игры с заведомым шулером. Потому что Россия, выполнив лишь два с половиной (по оценке главы французского МИДа) пункта плана Медведева-Саркози, только что продемонстрировала, сколь вольно она трактует уже достигнутые договоренности. 

В результате правила общежития, на разработке которых настаивает Москва, обречены стать правилами советского общежития. В суп соседке лучше не плевать, а чуть что — в морду. Судя по любимой лексике российского премьера, именно эта обстановка для него естественная.   



Источник: "Ежедневный журнал", 12.09.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»