Universal Pictures, 2008
01.08.2008 | Кино
Ответ эльфамГильермо дель Торо, создатель «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна», выпустил «Хеллбой II». Многие ожидали иного фильма.
Пересказывать фабулу Hellboy II: The Golden Army — занятие неблагодарное для критика, который работает на газету чуть посерьезнее «Пионерской кривды». Суть первого «Хеллбоя», основанного на комиксах про дьявола на службе у человечества, тоже заслуживала определения «беспредел». Там одним из главных злодеев оказывался оживший Григорий Распутин, а решающие битвы Рая с Адом происходили в катакомбах, прорытых в вечной мерзлоте под белым от нескончаемой русской зимы Волоколамским кладбищем.
Но «Хеллбой I» был радикален уже тем, что в качестве позитивного героя в нем выступал очеловечившийся черт.
В 2004-м, когда вышел фильм, это уже не выглядело революционным для Голливуда (понятно, мы не вспоминаем о Булгакове и Гёте). Однако еще лет за десять до этого, когда коммерческое голливудское кино четко делило мир на черное и белое, своих и чужих, рай и ад и отвергало любую относительность, подобное было бы невозможным. Двойственность персонажа придавала фильму интеллектуальный вид. А особенно его придавала слава серьезного режиссера дель Торо, который во всех интервью бросался парадоксальными, наводящими на глубокие мысли фразами, что чересчур нормальные люди пугают его куда больше тех, кто внешне выглядят монстрами.
Неожиданности в «Хеллбое II» начинаются сходу. В отличие от фильма-I, это явно комедия. Безуспешные попытки агентов правительства США укротить различные паранормальные существа адресуют к «Людям в черном». Никакой дьявольщины, чего и вовсе не ожидаешь, в фильме-II нет. Вот уж сенсация: фильм с инфернальным героем служит пародийным, слегка человеконенавистническим ответом… чему бы вы думали? «Властелину колец»! Потому что суть в том, что некогда люди начали устанавливать на земле новый фашистский миропорядок, подминая под себя иные расы — эльфов, троллей, гоблинов и др. В результате и нарвались на то, что была создана «Золотая» механическая непобедимая «армия», спрятанная в подземельях, которую и сейчас можно себе подчинить.
Сказка? В том-то и откровение, что дель Торо сделал чистейшей воды сказку. От фирменного дель Торо — обилие в фильме монстров. Самых и исключительно разных. Немонстров на экране почти нет. Но жестокие сцены — все за кадром. У дель Торо-то? Фактически мы имеем модифицированные «Новые приключения Буратино».
Другая неожиданность в том, что фильм настойчиво соответствует новому голливудскому заказу, незримое существование которого давно интересует автора этих строк. Главные голливудские блокбастеры последних лет словно бы перетекают один в другой, формируя у публики ощущение новой реальности, нового единственно интересного мира, правами на который (в том числе в силу технологичекой и кадровой оснащенности) обладает только Голливуд. Закон сохранения материи и энергии по-голливудски. Голливуд в своих самых разных фильмах создает ощущение новой, единственно интересной кинореальности. Это расчет: реальная реальность становится молодой публике неинтересной, а эта не случайно повторяющаяся выдуманная заставит ее и впредь воспринимать лишь те фильмы, в которых она явлена.
Действительность «Хеллбоя II»: это упомянутые «Люди в черном» и «Властелин колец», «Мумия», «Звездные войны», «Индиана Джонс», будете смеяться, но отчасти «Ночные и дневные дозоры», «Годзилла», «Терминатор», «Пятый элемент» (не важно, что тоже формально не голливудская картина), теперь уже и «Монстро», «Супермен», «Другой мир», «Бэтмен», «Люди Икс»… далее везде.
Лучшая пара
Звание «лучшей влюбленной кинопары года» способны заслужить играющий Хеллбоя Рон Перлман и обожаемая многими Сэлма Блэр, которая по сюжету должна родить рогоносцу аж двойню. Это интересно на фоне единственно радикальных намеков фильма на то, что главный положительный герой вообще-то Антихрист, который пока не узнал своей сути, да и не желает с нею смиряться. Но грядет ли фильм № 3, где он проявит себя?
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.