Россия
10.07.2008 | Кино
Коса на камень«Красный жемчуг любви» как попытка продаться нестыдно
Яцура, понятно, продюсер (точнее, сопродюсер) «Красного жемчуга любви». Мурзенко, хотя и не сценарист фильма, значится в титрах как автор идеи и творческий диспетчер (!): появляются, однако, в XXI в. и новые кинопрофессии. Другие известные личности, сыгравшие в работе над картиной главные роли: обретший репутацию после «1814» Андрес Пуустусмаа — он и есть режиссер. А также редкая, но артистически меткая на экране Оксана Фандера и востребованный — заодно и театром — Евгений Цыганов.
Плод коллективного творчества таков. Она — мечущаяся от непонятного жена олигарха, которой псевдошаман подсунул якобы камень-талисман — тот самый вроде бы жемчуг будто бы любви. Он — молодой гонщик-плейбой. Поскольку гонщик, то вспыхнувшая между ними страсть должна бы напомнить о «Мужчине и женщине» Лелуша, но напоминает не вполне, поскольку, во-первых, он гоняет не на болиде, а на мотоцикле, а во-вторых, не столько Спиди-гонщик (название фильма братьев Вачовски, который скоро выйдет на экран), сколько Спиди-кувырок. Его задача — в разгар гонки эффектно навернуться для пущего испуга и развлечения публики.
Действие в основном происходит манящей огнями ночью — в суперупакованных квартирах, дорогущих фитнес-центрах, на престижных презентациях, где все в брюликах и смокингах. Свидания жены с гонщиком, занимающихся любовью даже там, где неудобно, отнюдь не секрет для мужа-олигарха. Но он благородно не заказывает ни ее, ни даже его. Потому что любит. А вот она его — нет, тем более что браку — классически критические семь лет и вдобавок, как назло, ни шиша беременности.
Мелодрамы, если их делают такие же умные, как Яцура с Мурзенко, кинотворцы, всегда про что-то. Фильм Авдотьи Смирновой «Связь», к примеру, не про адюльтер, а про возраст. Про нежелание людей на пороге сорокалетия смиряться с тем, что все скучно предопределено и ничего молодого в жизни уже не ждет. «Красный жемчуг любви» — непонятно про что. Да, и в нем угадываются смыслы.
Вот один из них: истинное предназначение женщины (хочется каверзно добавить: особенно когда она, как героиня, не при деле — жена и только) — любовь. А если любви нет, то и смысла в жизни нет тоже. Но такой смысл про отсутствие смысла слишком банален.
Возникает вопрос: зачем умным киноавторам снимать банальное кино? Напрашивается ответ: потому что они тоже хотят с помощью кино зарабатывать. А если у тебя нет административного ресурса (скажем, поддержки первого-второго телеканалов), то особенно не заработаешь. Вот авторы и мечутся. При этом им стыдно делать плохое банальное кино — они стараются сделать банальное хорошее. Выверенное в каждом кадре.
Увы, именно такое породило во Франции термин «киноманьеризм»: по виду — подлинный арт-хаус, но содержание — пусть не молоко, но и не десятка. Форма взамен содержания.
Содержание «Красного жемчуга» в конечном счете сводится к киноистине, что богатые тоже плачут (в данном случае от горя еще и пьют). Впрочем, хорошо, что фильм короткий: краткость становится нашей новой приятной кинотенденцией. Героям и зрителям страдать недолго
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.