23.06.2008 | Общество
Традиции стародачной жизни-1Николина гора
Вопросы: Екатерина Жирицкая
Иллюстрации с сайта nicolina-gora.ru
- Снимать на летние каникулы дом за городом – европейская привычка, при этом «дача» – явление исключительно российское. Не случайно, что это русское слово даже вошло в иностранные языки. Как сформировался этот парадокс?
- В российской традиции дача - не просто место обитания. Это стиль жизни со своим узнаваемым бытом и устоявшимися развлечениями, телесными практиками и фольклором, детскими играми и распорядком дня. Не будет преувеличением сказать, чтона дачах, в их насыщенной культурной среде, сформировалось мировоззрение нескольких поколений советской интеллигенции.
Еще с дореволюционных времен, когда и сложился этот тип отдыха, дача была частью именно интеллигентского быта. Врачи, профессура, юристы, инженеры, художники, артисты в отличие от дворян не имели своих поместий. Зато им было по карману арендовать домик на лето.
В советскую эпоху дачная жизнь носила подчеркнуто маргинальный характер. Это было пространство, удаленное от центра и власти (хотя парадоксальным образом, порой этой властью и данное) - среда, благоприятная для альтернативных образов жизни.
Часто именно на дачах в период гонений находили убежище диссиденты (хрестоматийный пример – Солженицын, скрывавшийся на даче Ростроповича). На дачах хранили самиздатовские рукописи, когда боялись обысков в московских квартирах. Здесь можно было вести вольные разговоры и слушать «вражьи» радиостанции. Дача служила прибежищем и для вещей, не вписавшихся в советский быт, превращаясь в хранилище дореволюционной материальной культуры. На дачных чердаках можно было найти вещи, которым тогда хозяева не придавали значения, а сегодня они имеют статус антиквариата. То есть дача была хранилищем альтернативной культуры - и материальной, и нематериальной.
- Несмотря на это стародачные поселки были выстроены как некое достаточно прозрачное, доступное для обозрения – пространство.
- На дачную культуру накладывала отпечаток важная особенность советской цивилизации - размытое чувство собственности. Люди жили не в своих, а в государственных квартирах, и это легкомысленное отношение к частной собственности проецировалось и на дачную жизнь. Многие участки имели довольно условные границы. Сдавая дачи на лето, никто не заключал письменных договоров, достаточно было слова и доверия. Некоторые участки имели статус проходных. У нас на Николиной горе многие хозяева дач совершенно спокойно относились к тому, что через их участок ходили соседи, просто потому, что здесь был удобный спуск к реке.
Общность пространства приводила и к отчасти утопическому ощущению общности ценностей. Казалось, что все вокруг свои. Можно было без предупреждения заглянуть к соседу на чай.
Или, скажем, традиция отмечать Новый год, когда сначала компания встречает праздник на одной даче, а потом начинает мигрировать по дачам знакомых – подобное незваное вторжение тоже считается нормальным. Или, допустим, когда тебя приглашали в гости, всегда подразумевалось, что у тебя было право захватить пару-тройку незнакомых хозяину друзей – твоя дружба служила для них рекомендацией. То, что сегодня называется личной территорией, privacy, вполне легитимно нарушалось. Такая открытость входила в кодекс дачной жизни. На воротах висели таблички с фамилиями хозяев, никто не конспирировался
Традиция спонтанного прихода в гости сохранилась на Николиной горе до сих пор, а вот прозрачность пространства теряется. Проходные участки исчезли вообще. Там, где раньше стоял хлипкий штакетник, который при желании можно было перемахнуть, даже если калитка закрыта, возвышаются внушительные заборы. Частично эти заборы имеют практическое назначение, потому что сквозь Николину гору прошла автомагистраль. Внутренние заборы куда менее агрессивны, и удаленные от дороги участки до сих пор огорожены старым штакетником.
- Давайте поговорим подробнее о самой Николиной горе. Как формировалась особая аура поселка, тот мощный символический потенциал, за приобщение к которому нувориши выкладывают миллионы?
- Первые дачи появились на Николиной горе в 1926 году. Тогда группе советской интеллигенции было позволено выбрать место в Подмосковье, чтобы основать свой дачный поселок. В конце концов, они остановили свой выбор на живописном месте недалеко от Звенигорода. Там классический российский пейзаж - красивый крутой берег, сосновый лес, излучина Москвы-реки, песчаные пляжи. Так возник кооператив работников науки и искусства (сокращенно – РАНИС). Основателями кооператива были очень известные люди того времени. Его первым председателем был знаменитый ученый, полярник, академик Отто Юльевич Шмидт (шоссе, идущее через Николину гору, называется в его честь проспектом Шмидта). На Николиной горе жили писатели В.Вересаев, А.В.Чаянов, врач Н. А. Семашко, актриса А. В. Нежданова, В. И. Качалов, композиторы С.Прокофьев, В.Я.Шебалин, пианист Святослав Рихтер, театральный художник Федоровский, Михалковы-Кончаловские... Среди нынешних обитателей поселка - Сергей Капица, киноактер Вячеслав Тихонов, семья художников Кравченко, актер Василий Ливанов, прямые потомки Тютчева – Пигаревы, Юрий Башмет, Николай Петров, Вера Шмидт, архитекторы-авангардисты Татьяна и Евгений Романовы...
Продолжение тут.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»