30.09.2005 | Интервью / Литература
Диалог средствами поэзии"Если поэзия не духовная, ее нельзя назвать поэзией"
28 сентября в Московском союзе литераторов прошел вечер духовной поэзии, организованный в рамках Четвертого международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве – 2005». Своими впечатлениями о вечере со «Стенгазетой» поделился открывавший чтения главный редактор журнала «Иностранная литература» Алексей Михеев, который не в первый раз участвует в подобных мероприятиях: в 2001 году он был членом жюри 2-го Филаретовского конкурса на лучшее религиозное стихотворение.
"Термин «духовная поэзия» — не совсем правильный, потому что по сути всякая поэзия духовная. А если она не духовная, то ее нельзя назвать поэзией. Но на практике сложилось так, что этот термин подразумевает прежде всего поэзию религиозную. Хотя здесь тоже не все так просто. Когда 4 года назад я был членом жюри Филаретовского конкурса, то обнаружил такую любопытную вещь: чем чаще в стихах упоминаются религиозные образы, чем насыщеннее они религиозной символикой, тем меньше вероятность того, что мы имеем дело с поэзией высокого уровня. А главные открытия возникают тогда, когда как раз прямых апелляций к религии нет или они минимальны, и духовное напряжение возникает из простых, вполне земных вещей, каких-то обыденных предметов, чувств, переживаний.
Стихи, где бесконечно повторяются слова «Бог» или «Дева Мария», как правило, грешат риторикой и пафосом. Настоящая поэзия возникает помимо этого, в ее лучших образцах такая тематика существует как повод или как фон.
Должен сказать, что участвовавшие в биеннале авторы показали себя с этой стороны вполне достойно, разумные пропорции были ими соблюдены. Что еще приятно — на чтения пришло довольно много народу, где-то около 50-60 человек, во всяком случае, зал был полон, многие даже стояли. По сегодняшним меркам это немало, особенно если учесть, что параллельно проходили другие чтения. И состав был представительный. В чтениях участвовала такая известная поэтесса, как Светлана Кекова. Из молодых понравились Наталья Черных, которую я отметил еще на конкурсе 2001 года, Ирина Бессарабова, ставшая лауреатом следующего конкурса.
Кстати, среди участников были не только православные. Фестиваль был задуман как мероприятие, привлекающее авторов самых разных конфессий.
Молодой поэт Александр Рапопорт читал свои стихи, обращенные в древнеиудейскую историю, в архаику. Он из семинара Асара Эппеля, где они занимаются переводами с древних языков, поэтому его интересуют какие-то глубинные исторические пласты. Очень порадовал визит Анны Альчук — художницы, которая проходила по делу выставки «Осторожно, религия!». Она прочитала стихотворение, посвященное памяти отца Александра Меня, и была принята очень хорошо. Это был жест, гармонизирующий ситуацию после того острого конфликта, который бушевал вокруг выставки почти два года. Поэзия — вообще такая площадка, которая все конфликты сглаживает и примиряет».
Gомню, как я первый раз попала в Детский мир на Лубянской площади. Ощущение, что ты прям в сказку попал: уххххтыыыы, так классно! У нас в городе такого разнообразия не было. Я запомнила не игрушки, а какой-то отдел, где продавали восковые овощи всякие, яблоки, вот это всё для художников. Какое сокровище! Там краски! Вот это всё, что мы доставали непонятными путями, кто-то с кем-то договаривался, чтобы откуда-то привезли. Дефицит же был.
Когда мы ехали, был ливень огромный: мы только собрались все, нарядились, накрасились, выходим во двор - и вдруг ливень. Но мы приехали, и все было уже подготовлено, красная дорожка со всеми фотографированиями, официальный человек от Академии нам помог пройти и сказал: наслаждайтесь, можете здесь провести сколько угодно времени. Это было как-то вдруг приятно, расслабленная атмосфера, совсем не такая, как мы ожидали.