Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.04.2008 | Общество / Экономика

Копи пенсию смолоду!

Нефтяным сверхдоходам нашлось, наконец, разумное применение

Нефтяным сверхдоходам нашлось, наконец, разумное применение: Государственная Дума приняла в третьем чтении закон о дополнительных взносах в накопительную часть пенсии, и о государственном софинансировании этих отчислений. По замыслу авторов закона, деньги из Фонда национального благосостояния окажут серьезную поддержку переходу к накопительной системе пенсионного обеспечения.

Самым, пожалуй, обескураживающим результатом начатой в 2002 году пенсионной реформы стала абсолютная пассивность большинства той части населения, которая получила право выбирать, кому доверить свои пенсионные накопления. До сих пор более 90% работников по умолчанию оставили свои накопительные счета под управлением государственного ВЭБа. Справедливости ради, надо отметить, что всем этим людям вовсе не обязательно безразлично, что происходит с деньгами, которые когда-нибудь они смогут потратить. Просто ВЭБ, в силу законодательных ограничений является самым консервативным инвестором, и это многих устраивает. Консервативная стратегия инвестирования в прошлом, не самом благоприятном для фондового рынка году, себя оправдала, и из шести десятков управляющих пенсионными накоплениями ВЭБ попал на совсем нестыдное 11 место.

И, тем не менее, даже у тех работников, у которых накопительные пенсионные счета продолжают пополняться (то есть у тех, кто родился после 1966 года) накопленная пенсия будет явно недостаточной для того, чтобы можно было на нее жить.

Правительство неоднократно намекало, что нынешним тридцатилетним неплохо было бы самостоятельно подумать о собственной старости. Для тех, кто решит начать добровольно копить деньги в пенсионном фонде – государственном или одном из многочисленных частных – и предусмотрен закрепленный принятым законом «пряник». К каждой отложенной тысяче государство в течение 10 лет обязуется добавлять еще одну от себя. Щедрость, правда, небезгранична. В год можно получить максимальную прибавку в 12000 рублей. Иными словами, имеет смысл перечислять по 1000 в месяц, чтобы получить максимум от государства. Есть и нижняя граница софинансирования – 2000 рублей в год. Процедура будет похожа на ту, которая предусмотрена при переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или в частную управляющую компанию. Формально, необходимо написать заявление о переводе накопительной пенсии и подать его свое отделение Пенсионного фонда. Однако сделать это можно в комфортной обстановку в любой управляющей компании, работающей с накопительными счетами, или в НПФ. Очевидно, подобная практика распространится и на систему софинансирования. Правда в последнем случае необходимо будет еще заключить договор с НПФ и предупредить бухгалтерию на работе, чтобы перечисляли туда часть зарплаты.

Преимущество новой системы софинансирования заключается в том, что воспользоваться ей могут все работники, независимо от возраста – в том числе и лишившиеся отчислений на накопительные счета люди среднего возраста – родившиеся до 1967 года.

Что же касается работающих людей пенсионного возраста, то им к каждой тысяче государство добавит еще четыре (но не больше 48 000 в год). Правда, для этого они должны отложить оформление государственной пенсии. Это положение – самое спорное в законе, поскольку предложенные государством 48 000 в год не компенсируют государственной пенсии. С другой стороны отказываясь от получения пенсии, человек теряет лишь самую маленькую, базовую часть, а страховая и накопительная остаются за ним и он получит их, когда оформит пенсию. Причем суммы эти будут выплачены не за 19 лет, как в случае своевременного выхода на пенсию, а в более короткий срок.

Принципиальный вопрос в том, стоит ли вообще что-то куда-то откладывать в условиях такой высокой инфляции, как мы имеем сегодня. Когда речь идет о налоге, часть которого оседает на индивидуальном накопительном счете, это одно дело. Тут человек ничего изменить не может – налог все равно будет уплачен, и на руки получить причитающиеся тебе деньги никак не получится. Другое дело, когда нужно добровольно отдавать деньги, которые можно потратить на что-нибудь приятное. В прошлом году ни одна управляющая компания, работающая с пенсионными деньгами, не смогла показать доходность выше инфляции. Однако тут есть два соображения. Во-первых, прошлый год действительно был сложным для инвесторов, что сказалось на результатах работы управляющих компаний. В предыдущие годы статистика была совсем иной, и нет никаких оснований полагать, что когда проблемы на мировых финансовых рынках закончатся, управляющие раз за разом продолжат проигрывать инфляции. Во-вторых, систему софинансирования можно рассматривать в качестве гарантированной доходности.

Иными словами, откладывая 5000 рублей в месяц, можно не сомневаться, что они гарантировано принесут 20-процентный доход. Это (по крайней мере, в нынешней ситуации) выше даже самой высокой инфляции.

Просуществует ли система софинансирования накопительных пенсий 10 лет, как это декларируется в законе, сегодня сказать сложно, но это и неважно. Власти в кои-то веки честны. Они недвусмысленно дают понять, что ответственность за свою старость отныне каждый должен брать на себя сам, а нефтяные деньги из Фонда национального благосостояния – лишь стимул, помогающий думать о будущем.



Источник: The New Times, № 17-18, 28.04.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»