США, 2008 г.
23.04.2008 | Кино
Умри, умри, умри, капитализм!«Волга-Волга», в которой на место головы письмоносицы Петровой приклеена ухмыляющаяся физиономия Мамышева-Монро
Дядюшка Флетчер, владелец последнего видеопроката в Америке, уехал в отпуск, и за старшего в лавочке остался Майк (Мос Дэф). Под ногами у Майка путается друг Джерри (Джек Блэк), анархист-самородок, в одиночку сражающийся с правительственным заговором, корпоративным контролем и психотронным излучением из батарей.
Как-то вечером излучение становится особенно сильным, и Джерри лезет через забор взрывать районную подстанцию. На следующее утро, усталый и намагниченный, он заходит в прокат и к чертям стирает всю фильмотеку. Теперь друзьям нужно срочно переснимать «Охотников за привидениями»: через два часа за фильмом должна прийти ябеда — мисс Фалевич (Миа Фэрроу), и если что не так — все будет рассказано дядюшке!
Мальчики и девочки, внимание! Если режиссер Гондри для вас — это в первую очередь автор мультфильма про бумажную змейку (клип на песню «Ленточка» Девендра Бенхарта) и сентиментальной кинокартины про робких влюбленных и вязаную лошадь («Наука сна»), вы будете безмерно разочарованы «Перемоткой».
Нет, конечно, в фильме про то, как двое оболтусов переснимают на VHS золотой фонд Голливуда, полным-полно того милого рукоделия, которым Гондри цепляет тоскующие по романтике чулана и детского утренника нежные души. Есть и видеокамера размером с гранатомет, и декорации, склеенные из картона и распечатанные на ксероксе, кровь из кетчупа и даже привидение из полиэтиленового мешка.
Но это — далеко не главное. «Перемотка» — политический манифест, гимн микрорайону и домовому комитету, пропаганда философии «сделай сам» и веб 2.0, а также — недвусмысленное проклятие репрессивному копирайту (в финале корпоративные твари утюжат шедевры альтернативного кино асфальтоукладчиком).
Это натуральный соцреализм, «Волга-Волга», в которой на место головы письмоносицы Петровой приклеена ухмыляющаяся физиономия Мамышева-Монро.
Взрывающие мозг будни кинолюбителей сняты, по голливудским меркам, кое-как, с показной импрессионистской небрежностью (Мос Дэф всю дорогу бубнит так, будто играет у Германа), отражающей жизнь во всей ее полноте. Зато в долгих финальных эпизодах, когда ремейки начинают снимать и продюсировать всем миром, Гондри даст фору Спилбергу — слезы умиления против воли наворачиваются на глаза, когда смотришь на светлые лица негритянских детей, узнающих на экране из простыни себя. Умри, умри, умри, капитализм!
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.