Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.04.2008 | Колонка / Общество

О трудовой интеллигенции

Кто помогает власти дурачить людей и уверять их, что без свободы будет только лучше

Свежий опрос общественного мнения Левада-центра, посвященный прошедшим выборам президента РФ, интересен не тем, что лишь 49 процентов подтвердили, что голосовали за Д. Медведева, и не тем, что 56 процентов из этого числа проголосовали за него только потому, что его кандидатуру поддержал  Путин. Любопытно другое, только 3 процента из числа сторонников преемника посчитали, что на их решение повлияли статьи и выступления специалистов, комментаторов, ученых и прочее. То есть средства массовой информации и прежде всего телевизор.

Это и есть высший пилотаж манипулирования общественным мнением, когда манипулируемый даже не осознает, что им манипулируют. 

Ельцинское десятилетие и свобода СМИ пошла им на пользу, профессионализм относительно советских времен явно возрос, а уроки мастерства, как известно, быстро не пропьешь. Или не продашь.

Но здесь возникает естественный, казалось бы, вопрос. Кто они такие, помогающие власти дурачить  людей и уверять их, что без свободы и со ставленником коррумпированно-олигархической стаи во главе им будет только лучше? Так ведь это наша родная российская интеллигенция! Ведь все эти репортеры без границ, все эти ведущие ток-шоу и политологи без погон – это народец, как говорили при совке, с верхним образованием, выпускники разных университетов и академий. Тем более что не они одни помогают власти морочить народ, а и другие служители муз – известные режиссеры, артисты, писатели, архитекторы, художники, готовые при случае заявить о своей верноподданной позиции хоть по ящику, хоть по радио или в газете. И без этих экспертов, очень часто действительно мастеров своего дела, власть была бы голой и беспомощной, и протащить через парламент идеи типа отказа от выборов губернаторов или, напротив, повышение барьера для прохода в Думу, было бы ой как затруднительно.

Да, конечно, не вся интеллигенция состоит из лизоблюдов и подхалимов, готовых продаться любому режиму, лишь бы тот не трогал за живое и оставлял возможность делать свое дело.

Есть пара газет, несколько известных сайтов, блоггеры Живого Журнала, да и то молчаливо не одобряющее власть сообщество людей интеллигентных профессий, которые голосуют не за ставленников Кремля, а за тех, кому при  нынешнем уровне манипуляции общественным мнением путь в легальную политику заказан; но они голосуют, потому что не могут так просто отдать свою идентичность вменяемого интеллектуала, живущего согласно неписанным нормам того слоя как бы думающих и как бы совестливых, который всегда и при любых поворотах истории был в России.

Но давайте зададимся вопросом – а до какой поры у них хватит сил и желания явно или полускрыто оппонировать хамской власти? Ведь далеко не каждый из них готов пойти за свои убеждения (да какие там убеждения, просто возможность не врать самому себе) не то что в тюрьму, до этого пока далеко, а на потерю любимой профессии? Ведь все эти полторы газеты и два с половиной сайта, да и возможность заниматься языкознанием, театром, публицистикой и прочим существует только до тех пор, пока власть сквозь пальцы смотрит на то, что кто-то дает на все это деньги. Что есть пока деньги для независимой (просто нормальной) интеллектуальной работы, с грантами на переводы и исследования, с контактами  с зарубежными коллегами, с работой в открытых (или еще не закрытых) архивах.

Но нетрудно представить, что это когда-нибудь кончится, и тогда от этих сайтов, газет, независимых позиций в университетах и институтах останется пшик, потому что это только добрая воля власти – дать возможность оппозиции критиковать или просто не яростно и пафосно поддерживать себя или не дать.

И можно не сомневаться, что реши власть поставить жирный крест на своей репутации просвещенной авторитарной  власти и перейти к позиции непросвещенной авторитарной или тоталитарной (а это может случиться, когда для того самого коррумпированно-олигархического слоя запахнет жареным, ну, там, нефть упадет в цене или какой другой катаклизм), и наша славная российская интеллигенция превратится в подлую советскую. За понятным исключением сначала нескольких тысяч, потом сотен, а затем и десятков непримиримых диссидентов, которых хоть от профессии отлучай, хоть в лагерь сажай, они останутся такие, какими их мама родила.

Потому что мы все время что-то не договариваем. Нам куда легче сказать, что во всем виновата власть, манипулирующая обществом. Или общество, позволяющее, чтобы им манипулировали. Или народ наш, привыкший к рабскому ошейнику. Мол, вон там, во Франции или Дании – есть гражданское общество, а у нас только первые его ростки появились, как тут же чугунные сапоги их затоптали, да и еще и представили это как заботу о народе.

Но ведь за то, что этого гражданского общества нет (в российских условиях) и отвечает прежде всего интеллигенция,  все эти сотни тысяч людей, которые чему-то там учились (например, абстрактному мышлению) и чего-то там знают (ведь не при Советах учились многие, а уже при перестройке).

Именно они и никто другой отвечают за отсутствие солидарности типа французской (когда после увольнения провинциального учителя на следующий день в Париже на демонстрации 2 миллиона) и отсутствие ответственности перед той же профессией и временем.

А ты говоришь: власть – дерьмо, народ – подлец, а того, чтобы самому не превратиться в советскую сволоту, остался просто один шаг, не замечаешь.



Источник: "Дело", Спб, 14.04.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»