Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.02.2008 | Общество

50 событий эпохи Путина — 8

Атаки на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года разделили современную историю мира на «до» и «после»

Текст: Елена Висенс

Текст: Владимир Волков

Начало здесь

 

36.

10 марта 2000 года

Начало краха «новой экономики»

К началу третьего тысячелетия американская экономика подошла на подъеме. Десятилетие благополучного развития – даже азиатский кризис 1997-1998 годов прошел стороной – заставило многих рыночных гуру заговорить о том, что постиндустриальная экономика характеризуется бескризисным развитием. Возможности, которые предоставлял распространявшийся со скоростью лесного пожара Интернет, завораживали. Компании, производившие компьютеры, периферию и программные продукты, купались в деньгах. Молодые программисты каждый день регистрировали десятки интернет-компаний, выходили на фондовый рынок, становились миллионерами и делали миллионерами своих акционеров. Индекс NASDAQ Composite, включавший акции интернет-компаний, показывал более чем стопроцентную годовую доходность. Наконец 10 марта 2000 года он достиг исторического максимума 5132 пункта.

Первые неприятности начались, когда выяснилось, что компьютеры в начале 2000 года практически перестали продаваться. Объяснялось это просто. Раскрутив истерию вокруг возможных сбоев, связанных с переходом компьютерных календарей к «двум нолям» (в старых компьютерах год записывался двумя последними цифрами), производители добились того, что практически весь мир обновил компьютерный парк в 1999 году. Сверхприбыли сменились убытками. Эйфория растущего рынка сменилась горьким прозрением падающего: интернет-компании не приносят прибыли, и перспективы того, что когда-нибудь начнут приносить, весьма туманны. Падение сменилось обвалом, усугубившимся после выявления махинаций с отчетностью, которыми занималось руководство американского энергетического гиганта Enron. Последний удар по американскому (а за ним и мировому) фондовому рынку нанесли теракты 11 сентября 2001 года.

«Спасителем» экономики США стал Алан Гринспен – тогдашний председатель Федеральной резервной системы страны, проведший серию агрессивных снижений ставок. Удешевляя кредит с 6,25% в начале 2000 года, он снизил к 2003 году базовую ставку до 1%. В мировую экономику хлынул поток дешевых денег.

Все тенденции последних восьми лет – ослабление доллара, надувание пузырей на фондовых и товарных рынках и рынках недвижимости – следствие именно этих действий. Эпоха Путина и Буша-младшего заканчивается, а вместе с ней завершается и эпоха всеобщего процветания, основу которого составляла не слишком ответственная накачка мировой экономики дешевыми деньгами.

37.

11 сентября 2001 года

Террористические атаки в США

Атаки на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года разделили современную историю мира на «до» и «после». Стоя на дымящихся развалинах рухнувших небоскребов, Джордж Буш произнес слова, ставшие лейтмотивом политики его администрации на все последующие годы его президентства: «Мы заставим уважать Америку!» Война с терроризмом, объявленная Вашингтоном в ответ на трагедию, по факту вылилась в попытку США перекроить мир по своим лекалам. Судьбоносных этапов на этом тернистом пути, сопровождавшемся невиданным со времен холодной войны наращиванием США (а затем и всем миром) военной мощи, было немало. В их числе вторжение в Афганистан, где, по мнению вашингтонских стратегов, до сих пор скрывается «террорист №1» Усама бен Ладен. Обнаружение все теми же стратегами «оси зла», из участников которой под колесо американской военной машины попал Ирак. Наконец, очередной этап расширения НАТО и самая свежая инициатива – размещение элементов глобальной ПРО США на территории ряда стран Восточной Европы. Выросла ли в результате всех этих действий безопасность в мире и в самой Америке – по-прежнему большой вопрос. Очевидным же последствием этой беспрецедентной борьбы стал рекордный бюджетный и торговый дефицит в США, приведший к обвалу американской валюты и началу ломки привычной глобальной финансовой системы. Что касается России, то благодаря Америке она смогла решить свои многочисленные проблемы – от угрозы вторжения в Таджикистан со стороны талибов до расплаты с огромными долгами из-за рекордных цен на нефть. Президенту Владимиру Путину стоит пожать руку президенту Джорджу Бушу уже только за это.

38.

Апрель 2002 года

Переворот в Венесуэле

«Мы с огромной радостью получили новость о том, что попытка переворота провалилась в вашей стране, стране демократии и свободы». Такими словами приветствовал народ Венесуэлы Саддам Хусейн вскоре после того, как стало известно, что путч, направленный на свержение революционного президента Уго Чавеса, не принес желаемых его организаторами результатов. Накануне, 12 апреля 2002 года, он добровольно передал свои полномочия военной хунте после разгона правительственными силами мирной демонстрации в Каракасе, жертвами которого оказались не менее 10 человек. Главной причиной волнений стало недовольство сотрудников Petroleos de Venezuela планами Чавеса сменить руководство национальной нефтяной компании, за которым должна была последовать ее окончательная национализация.

К вящему неудовольствию США (которые, как полагают, и стояли за венесуэльской «бархатной революцией»), никогда не скрывавших антипатии к Чавесу, ярому стороннику жесткого государственного регулирования нефтяного экспорта, Венесуэла оставалась без своего лидера недолго. Вслед за Чавесом, с триумфом вернувшимся на штыках бойцов Национальной гвардии, на прежние высоты вернулась и нефть, резко подешевевшая на новостях о путче. В Нью-Йорке цена в этот день упала на 81 цент, до 25,32 долл. за баррель. Вернулась и знаменитая воинственная риторика Чавеса, который, к слову, реализовал свои планы в отношении PDV и оказал содействие в осуществлении аналогичных планов еще в целом ряде братских латиноамериканских государств. Единственный, кто не вернется уже никогда, – это Саддам Хусейн.

39.

20 марта 2003 года

Вторжение в Ирак коалиционных войск во главе с США

Стремительный рост зависимости Америки от импорта энергоносителей, а отнюдь не террористическая угроза, был главной проблемой, стоявшей перед новоиспеченным 43-м президентом США Джорджем Уокером Бушем с момента появления его в Белом доме в январе 2001 года. После 11 сентября, при всей трагичности произошедшего, республиканская администрация получила удобный предлог для активных действий. Ирак, который, по утверждению Вашингтона, не только спонсировал терроризм и разрабатывал оружие массового уничтожения, но и по случаю располагал вторыми по величине доказанными запасами нефти в мире, оказался идеальным местом для «пакетного» решения обеих проблем. Наземная операция под грифом Iraqi Freedom («Иракская свобода») была проведена с блеском. Всего за 43 дня – с 20 марта по 1 мая 2003 года – коалиционные войска во главе с США не только полностью сломили сопротивление иракских вооруженных сил, но и поставили под контроль большую часть территории страны, включая всю нефтедобывающую и экспортную инфраструктуру. Последствия операции, в которой США потеряли «всего» 183 человека, оказались куда менее блестящими. В их числе – нескончаемый послевоенный хаос, в котором было убито уже более 3 тыс. американских военнослужащих и бессчетное число мирных жителей Ирака, включая весьма одиозного, но все же законного президента страны Саддама Хусейна. Многократный рост глобальной террористической угрозы и рекордные цены на нефть чреваты проблемами для мировой экономики. Возможно, все это – часть плана президента Буша, которому, как известно, не чужды интересы нефтепромышленников из Техаса, и США, любящих и, отдадим должное, умеющих распределять свои риски на всех остальных.

40.

Ноябрь 2003 года

«Революция роз» в Грузии

2 ноября 2003 года в Грузии прошли очередные парламентские выборы, в ходе которых были зафиксированы многочисленные нарушения. Тем не менее ЦИК признал результаты голосования, согласно которым победу одержал проправительственный блок «За новую Грузию». Оппозиция во главе с лидером блока «Национальное движение» молодым и амбициозным политиком Михаилом Саакашвили той же ночью провела в Тбилиси первый митинг протеста, а на следующий день призвала граждан бойкотировать официальные итоги выборов. Противостояние длилось почти три недели. 21 ноября Госдеп США признал результаты грузинских выборов сфальсифицированными, поддержав тем самым оппозицию, которая 22 ноября вывела на улицы Тбилиси более 50 тыс. человек. Митингующие во главе с Саакашвили, у которого в руке очень кстати оказался букет красных роз, ворвались в здание парламента в момент, когда на первом заседании выступал президент Эдуард Шеварднадзе. Крики «Уйди в отставку!» и начавшаяся потасовка между представителями оппозиции и депутатами вынудили президента покинуть здание, а на следующий день и свой пост, хотя его полномочия истекали лишь в апреле 2005 года. С этого момента красные розы стали символом грузинской революции.

На состоявшихся 4 января президентских выборах победу одержал Михаил Саакашвили, за которого проголосовали 96% участвовавших в выборах избирателей. А его партия «Единое национальное движение – демократы» на парламентских выборах 25 марта получила 76% голосов.

«Революция роз» дала старт «бархатным революциям» на постсоветском пространстве. Через год, в ноябре 2004-го, на Украине свершилась «оранжевая революция», а в марте 2005-го в Киргизии – «тюльпановая». Во всех трех государствах произошла смена власти, что почти сразу же вылилось в противостояние между различными уже бывшими оппозиционными движениями. На Украине через три года пришлось проводить новые выборы. В Киргизии до сих пор идет ожесточенная борьба между премьером и президентом. А в Грузии после довольно жестокого подавления митинга оппозиции 7 ноября 2007 года было введено чрезвычайное положение (отменено 8 ноября) и назначены досрочные президентские выборы. У «революции роз» появились острые шипы.

Продолжение следует

Источник: "Большой бизнес" №12, 2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»