Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.02.2008 | Архив "Итогов" / Просто так

Пирожки с Евангелием

Торговле в нашей культуре не повезло

Торговле в нашей культуре не повезло: она всегда, даже до советской власти, считалась занятием не вполне достойным. И дело тут не в том, что наше сознание недостаточно модернизировано. Кавказцы, например, сохранили куда больше элементов традиционного общества, но никаких комплексов насчет торговли у них нет. А мы все думаем, как бы избавиться от профессиональных торговцев, которые сами ничего не производят. Меня всегда интересовало - почему бы не пойти дальше? Скажем, потребовать, чтобы торговец-производитель работал бы только орудиями собственного же производства, сам выводил бы сорта растений и породы животных... В общем, долой уродующее человека общественное разделение труда, да здравствует натуральное хозяйство!

Особенно взыгрывает наше чувство, когда речь заходит о торговле предметами сакральными, в частности - священными книгами. Дескать, как можно ограничивать доступ кого бы то ни было к истине и спасению состоянием его финансов? Как можно наживаться на учении того, кто кнутом гнал менял и торгашей из храма?! Ну ладно, сочинения людей, пусть даже сколь угодно благочестивые, продавать еще можно, но слово Божье должно доставаться всем желающим бесплатно! И это не осталось благим пожеланием: множество христианских организаций, как здешних, так и миссионерских, бесплатно рассылают Священное писание или раздают его прямо на улице всем желающим...

...Однажды мы возвращались в Москву на дальней электричке. Мы были здорово голодны и, когда через вагон пошла тетка, предлагающая пирожки с мясом, решили взять по штучке.

Пирожки нам подали в традиционной российской упаковке - кусочке бумаги, на котором был напечатан некий текст. Только съев продукт и вытирая этими импровизированными салфетками запачканные жиром пальцы, мы заметили, что держим в руках страницы из Евангелия.

Мои спутники-"правсомольцы" (члены Православного союза молодежи) сочли эту деталь провиденциальной. Мне же, цинику, вспомнился эпизод из "Детей капитана Гранта", где Паганель, развернув несколько пыжей, использованных осаждающими героев туземцами-маори, и узнав в них страницы Библии, выражает сочувствие миссионерам, которые пытаются просвещать этих дикарей.

Я тоже сочувствую миссионерам, которые пытаются просвещать моих соотечественников. Мне жалко и книжку, разодранную на обертки, - по моему глубокому убеждению, такой участи не заслуживает никакая книга. Но как быть, если наряду с традиционным пренебрежением к торговле в "коллективном бессознательном" есть и такая установка: то, что дают даром, не может обладать никакой ценностью?

Так, глядишь, вспомнят и про бесплатный сыр...



Источник: "Итоги", №38, 1998,








Рекомендованные материалы



Имя розы

Однажды она спросила: «Ты ел когда-нибудь варенье из роз?» Ничего себе! Варенье из роз! Какой-то прямо Андерсен! Варенье! Из роз! Неужели так бывает? «Нет, - ответил я с замиранием сердца, - никогда не ел. А такое, что ли, бывает варенье?» «Бывает. Хочешь, я привезу тебе его в следующий раз?» Еще бы не хотеть!


Грибной дождь

Можно, конечно, вспомнить и о висевшем около моей детской кроватки коврике с изображением огромного ярко-красного гриба, в тени которого, тесно прижавшись друг к другу, притулились две явно чем-то перепуганные белочки. Что так напугало их? Коврик об этом не счел нужным сообщить. Одна из первых в жизни тайн, навсегда оставшаяся не раскрытой.