США-Германия-Великобритания-Аргентина-Чили-Перу-Франция
23.07.2005 | Кино
Предчувствие гражданской войныРаздумья о неравенстве и постколониальном рабстве ничуть не мешают будущему «конкистадору свободы» наслаждаться видами
Оседлав оглушительно грохочущий мотоцикл и застегнув битые кожаные куртки, два аргентинских интеллигента – будущий вождь кубинской революции Че, а пока просто студент-медик Эрнесто Гевара де ла Серна и врач-лепролог Альберто Гранадо пускаются в туристическую поездку по континенту. Из Аргентины в Венесуэлу, с передышкой в колонии для прокаженных Сан-Пабло (там Гранадо и Гевара поработают на общественных началах) и на плоту по Амазонке. На пути они встретят замечательных людей, увидят удивительные пейзажи Южной Америки, вдохнут свежие и простые запахи «настоящей жизни»…
Подробно описывать все эти красоты нет смысла – что толку пересказывать открытку? Гораздо важнее упомянуть о том, что придает заметную горечь прекрасной экскурсии. Это - наше и Саллеса знание того, что четверть века спустя этот бедный, но все же прекрасный континент превратится в сплошной концлагерь.
Предчувствие гражданской войны, кажется, есть и у путешественников – во всяком случае, озорной и пацанский взгляд Че-Берналя к концу поездки все чаще наливается свинцом. И причина этих минут меланхолии – не потерянный багаж, промокшие ноги или развалившийся на части мотоцикл, а истории людей, встреченных путешественниками на грунтовых дорогах Чили и Перу.
Впрочем, раздумья о неравенстве и постколониальном рабстве ничуть не мешают будущему «конкистадору свободы» наслаждаться видами сельвы и пампы. Это дало повод некоторым блюстителям чистоты образа команданте обозвать фильм Саллеса путеводителем для «леваков». Однако все было именно так! Достаточно бегло просмотреть автобиографические сочинения Че (по которым и снят фильм), чтобы убедиться - даже к победе революции на Кубе он двигался на маленьком плоту, в сырых носках, сквозь бури, дождь и грозы.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.