24.01.2008 | Кино
Лучший документальный фильмПриз за лучший документальный фильм получил «Мать» Антуана Каттина и Павла Костомарова
Эта картина уже победила на всех прошедших отечественных конкурсах и непременно победит еще.
Особое отношение к фильму вызвано не столько его редким у нас профессиональным качеством (он отлично снят, очень внятно смонтирован), но и тем, что в нем есть очень важное для российского зрителя ощущение позитива, несмотря на всю мерзость показанной жизни. Это вам не «Груз 200», от безысходности которого зубы скрипят. При том что абсолютная и документальная правда. Деревня, где происходит действие, мягко говоря, не оазис. Тут пьют, морды бьют. Дети, а их у героини девять, тоже не станут ни красными командирами, ни космонавтами, ни даже знатными комбайнерами, их путь лежит в известном направлении: армия, тюрьма...
Узнаваемо все до мельчащих подробностей, сто таких картин уже видели, за одним исключением. Авторам фильма удалось обнаружить основной стержень жизни, ее основу. Героиня фильма, начавшая свой рассказ со слов: «Я всегда мечтала иметь много детей. Насчет детей моя мечта исполнилась. Насчет всего остального...», -- именно тот человек, на котором все в нашей несчастной стране и держится. В ней есть удивительное чувство осмысленности жизни как таковой. Если бы не затаскали это выражение, то можно было бы сказать: в ней живет любовь. Несмотря ни на что, она эту жизнь принимает.
Увидев эту женщину, жизнь которой нам показана методами скорее не документального, а игрового кино, мало кто может не отдать свое сердце фильму «Мать».
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.